Круги ада на земле. В Казахстане сняли фильм об АЛЖИРе

Судьба поколения

Рядом с Астаной находится печально известное место – АЛЖИР, Акмолинское спецотделение Карлага НКВД, так называемая 26-я точка, куда в конце 30-х годов прошлого века были сосланы жены “изменников родины”. Свыше 20 тысяч женщин прошли этапом, а около 8 тысяч отбывали срок от звонка до звонка.

В лагере содержались женщины 62 национальностей. В основном это были жены известных государственных, политических и общественных деятелей: Дамеш ЖУРГЕНЕВА, Рабига АСФЕНДИЯРОВА, Гульжамал МАЙЛИНА, матери Булата ОКУДЖАВЫ и Майи ПЛИСЕЦКОЙ …

– В Казахстане создано немало документальных фильмов о Карлаге, АЛЖИРе. А игрового кино на эту тему до сегодняшнего дня не было, – начинает разговор Ануар Райбаев. – Изначально планировалось снять четыре серии, но в итоге по заказу телеканала “Қазақстан” мы создали пятисерийный телевизионный сериал.

В киноленте на примере судьбы одной женщины раскрывается трагедия целого поколения, попавшего в жернова репрессий. Сюжет основан на параллельных временных линиях. Наша современница узнает от мамы, что ее настоящий дед – казах, бывший охранник АЛЖИРа, и отправляется на поиски родного человека из Москвы в Астану.

Вслед за картинами дня сегодняшнего зритель переносится в январь 1938 года, когда главная героиня Надежда Васильева (ее играет актриса столичного русского драматического театра им. М. Горького Светлана ФОРТУНА) после расстрела мужа-военнослужащего вместе с маленьким сыном попадает в АЛЖИР. В лагере малыш заболевает и умирает.

– От неминуемой смерти после издевательств и насилия администрации лагеря Надежду спасает рядовой солдат Алихан, работавший здесь охранником. Надежда называет его на русский манер Алёшей. Между молодыми людьми зарождаются чувства, плодом которых становится девочка. Зная, какая участь ждет малышку – детей узниц АЛЖИРа по достижении трехлетнего возраста отправляли в детские дома, уничтожая все подлинные данные о них, Алихан выносит дочку из лагеря и отдает на воспитание чабанам, – приоткрывает сюжетную завесу режиссер фильма Ануар Райбаев.

Степь, злодеи и соловей

Съемки киноленты проходили в прошлом году в степи, между Темиртау и Карагандой, при 40-градусном морозе.

– Степь и ветер, ни одного столба, ни одной божеской дороги. В этой глуши наши машины регулярно застревали в грязи и снегу, а когда ударили морозы, мы обогревались в одном-единственном отапливаемом бараке из четырех. Так что актерам не приходилось играть дрожащих от холода узников лагеря – все было натурально. Как не приходилось им изображать голод и изможденность – из-за сжатых сроков съемки порой не было времени на перекус и отдых, – рассказывает Ануар.

Часть съемок проходила в самом АЛЖИРе, основное же действо, помимо степных локаций, разворачивалось в Карлаге.

– Я хочу выразить благодарность руководству музеев, созданных на месте лагерей, за бережно сохраненную историю того времени. Нашим актерам даже не приходилось вживаться в роли допрашиваемых узниц и жестоких надзирателей – настолько камеры АЛЖИРа пропитались атмосферой тех страшных дней, – отмечает режиссер.

Авторы сценария – Ильяс ИСКАКОВ, Бахытжан ШОРМАКОВ, Ануар РАЙБАЕВ, оператор-постановщик – Каршыга ОСПАНОВ, художник-постановщик – Петр СИДОРЕНКО. С этой командой наш собеседник снимает уже третью работу.

Кстати, Райбаев доверил снять несколько сцен своим студентам – Ануар преподает в КазНУИ. Будущие режиссеры педагога не подвели.

И в актерском составе фильма много дебютантов.

– Существует обойма актеров, которая “светится” везде, для меня же открытием стали менее известные, но талантливые ребята: это исполнитель главной роли – Алихана – Болат КОБЛАНДЫ, оканчивающий в этом году Казахский национальный университет искусств (КазНУИ). У Анны Старченко, также выпускницы “Шабыта”, сыгравшей в фильме нашу современницу, разыскивающую деда, впереди большие роли. Сейчас она учится в магистратуре ГИТИСа. Блестяще сыграли актеры столичного русского драматического театра им. М. Горького Светлана Фортуна и Иван АНОПЧЕНКО (начальник АЛЖИРа). На хрупких плечах Светланы держится весь фильм, – рассказывает Ануар Райбаев.

Снялась в киноленте и известная по главной роли в “Дороге к матери” Алтынай НОГЕРБЕК. В “АЛЖИРе” она представляет собирательный образ всех казашек – обитательниц лагеря, помогавших сестрам по несчастью из других республик.

– В Голливуде говорят, что хороший злодей – половина успеха фильма. В АЛЖИРе роль подонка – политрука лагеря капитана Лазарева – потрясающе сыграл актер Карагандинского областного русского драматического театра имени К. С. Станиславского Андрей БЕЛАВИН. Запомнится зрителям и коллега Белавина по театру Андрей МАРЫЧЕВ, сыгравший лейтенанта Александра Кочеткова. Я дал персонажу это имя в память о своем мастере – профессоре ВГИКа. Всех актеров перечислить невозможно, но каждый внес свою частичку в фильм, – отмечает Ануар.

А еще создатели фильма обыграли сцену с певицей Лидией РУСЛАНОВОЙ, также бывшей заключенной АЛЖИРа. По легенде, известную певицу попросили участвовать в концерте НКВД, на что она, будучи арестанткой, ответила: “Соловей в клетке не поет”.

– Мы продолжили эту историю: героиня Руслановой в камере исполняет знаменитые “Валенки” для девушки, которую только что избили. Лейтенант-надзиратель сквозь щелочку наблюдает за этой сценой и ухмыляется: “А еще говорила – соловей в клетке не поет”, – продолжает раскрывать сюжетные подробности режиссер.

Отметим, трагедия 30-х годов коснулась и семьи Ануара.

– Мой прадедушка был муллой в Петропавловске. Вместе с бабушкой его репрессировали, но они так и не доехали до лагеря – умерли в одном из тысяч вагонов с такими же несчастными. Мы до сих пор не знаем, где они похоронены, – с горечью рассказывает Ануар.

В этом году исполняется ровно 80 лет с того дня, когда на акмолинскую землю прибыл первый этап узниц АЛЖИРа.

– И хотя наша работа – это так называемое “датское кино”, приуроченное к определенной дате, на наш взгляд, получилось полноценное произведение. Сейчас наблюдается не то чтобы возвеличивание культа Сталина, но оправдание его политики – мол, нужно было таким быть, иначе страна не выиграла бы войну. Но когда ты видишь конкретные судьбы людей и понимаешь, что такой ценой страна, наверное, не должна существовать, что не может быть счастливого государства, если миллионы людей вынуждены страдать. На страхе, лжи и доносительстве нельзя построить государство, что время и показало, – закончил беседу режиссер “АЛЖИРа” Ануар Райбаев.

Видеть в темноте

Для исполнительницы главной роли Светланы ФОРТУНЫ “Кровь, омытая снегом” стала дебютом в большом кино. Актриса признается: съемки трансформировали ее внутренний мир.

– И это произойдет с каждым, кто будет открыт этому фильму. А любая трансформация – это рост, который влечет за собой глобальное человеческое развитие. И для меня большое счастье столкнуться с историей, пусть такой глубоко трагичной, изучить ее изнутри, побывать на месте этих женщин, – говорит Светлана.

Прежде чем приступить к съемкам, Фортуна перечитала первоисточники – документальные свидетельства тех лет, письма бывших узниц лагерей.

– Я надела на себя шкуру лагерной узницы, приняла предлагаемые обстоятельства, вжилась в историю и сценарий. По сути, я ничего не играла – я существовала в этой роли. Хотя съемочный период был очень сложным во всех смыслах – физически, психологически, эмоционально, – вспоминает собеседница. – Каждая сцена была насилием над самой собой, своей душой, телом. Но именно благодаря этой работе я поняла: такие моменты Вселенная посылает в нашу жизнь, чтобы мы научились видеть в темноте, находить контуры даже в беспросветной мгле, – рассказала нам о своем опыте Светлана.

Может, благодаря этому умению обитательницы АЛЖИРа выжили и подарили миру новые жизни? И как сложились судьбы узниц и их потомков? Ищите ответы в фильме “Кровь, омытая снегом”. Уже скоро на телеканале “Қазақстан”.

Астана