Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков рассказал корреспонденту Сaravan.kz, какие причины обычно приводят к тому, что у казахстанцев воспламеняется транспорт.
Недавно в Актау взорвался автомобиль, а в конце августа женщина с ребенком застряла на несколько суток в степи, из-за того что ее машина загорелась в дороге. Эдуард Эдоков объяснил, как обстоят дела с возгоранием машин в Казахстане.
– Как быстро водитель понимает, что его машина горит?
– Скорее всего, сразу. В основном точка возгорания – это подкапотное пространство, где находится двигатель и где высокотемпературные режимы. И когда начинает идти дым, вы сразу это видите, поскольку он появляется впереди. Вы останавливаетесь, открываете капот, появляется доступ кислорода к месту задымления и возгорания, и автомобиль может вспыхнуть очень быстро и сгореть за считанные минуты. На этот случай по правилам обязательно возить с собой огнетушитель, и не маленький, размером с авторучку, а двухлитровый, а ещё лучше пятилитровый. Одного практически никогда не хватает, чтобы потушить сильное пламя, иногда их может понадобиться штук пять.
– От чего зависит, взорвется горящая машина или нет?
– В большинстве случаев такого не происходит. Это в фильмах достаточно одной искры для взрыва. На деле взорваться могут пары бензина, которые находятся в бензобаке, а он в другом конце автомобиля. От капота до него достаточно большое расстояние, обычно успевают потушить.
– Осенью обычно увеличивается количество подобных случаев?
– Специально я их не фиксировал, но в целом всегда слежу за ситуацией на дорогах. Возгорания периодически происходят. Например, у нас в Алматы в прошлом месяце я видел несколько на видеозаписях. Но не думаю, что это как-то связано со временем года. Это может случиться и зимой, и жарким летом, когда температура двигателя достаточно высокая. Если добавить сорокаградусную жару, то тепловая нагрузка на узлы, агрегаты и проводку, конечно, возрастает. Возможны какие-то оплавления, короткие замыкания.
– По каким причинам у казахстанцев чаще всего загораются машины?
– Если не говорить о случаях с ДТП, я в первую очередь связываю такие вещи с общим устареванием автопарка Казахстана. Электрическая проводка со временем становится хрупкой, обламывается, у неё ухудшается изоляция, соответственно оголяются какие-то провода, которые могут привести к замыканию, к искрам. А в подкапотном пространстве и масло, и бензиновые пары – все это может привести к возгоранию. Второе - это характерное для наших автолюбителей небрежное отношение к автомобилю. Большинство людей почти не заглядывают под капот, поэтому там копится мусор: какие-то сухие листья, ветки и прочее. Если ещё и масло где-то по ним подтечет, то от одного короткого замыкания машина может загореться. Третья причина не такая частая, но тоже бывает: когда люди используют некачественное газобаллонное оборудование или с недостаточным техническим осмотром. В прошлом году как раз внесли изменения, по которым запрещается парковать автомобили с газобаллонным оборудованием на подземных парковках. Видимо, это связано с рядом каких-то случаев, хотя они скорее исключение, потому что массового возгорания таких автомобилей я не припомню. Да, отдельные случаи есть, но они есть и с автомобилями, которые работают на бензине. Возможно, на подземных парковках, если происходит утечка газа, последствия более серьёзные. Не могу сказать, на основании каких заключений приняли эти изменения. Часто у нас бывает, что просто принимают, без проведения серьёзных исследований или аналитики.
– Как много таких автомобилей в Казахстане?
– Я не могу сказать по цифрам, у меня таких данных нет. Но, по ощущениям, в Алматы не так много, а вот на западе Казахстана процентов восемьдесят автомобилей используют газ. Он обходится в два раза дешевле, поэтому многие переоборудуют авто. Для тех, кто проезжает большие расстояния, это значительная экономия, а для тех, кто ездит мало, уже не так заметно.
– Вероятность случаев возгорания одинаковая для автомобилей на бензине и на газе?
– У меня нет такой статистики, и, боюсь, она даже не ведётся. Но по ощущениям, судя по сообщениям в прессе и видеозаписям в социальных сетях, разницы нет. Вероятность одинаковая, всё зависит от технического состояния автомобиля. Но учитывая, что автомобилей на бензине, в принципе, больше, то и случаев с ними тоже.
– Почему казахстанский автопарк устаревает?
– В последние годы автомобильный парк Казахстана стал ощутимо стареть. Причина – это введение двух больших сборов. Утилизационный сбор, который составляет от 700 тысяч до 3 миллионов тенге на каждую машину, и сбор за первичную регистрацию, который примерно в таких же пределах. Этими сборами облагаются все автомобили, ввозимые в Казахстан. В итоге подержанный автомобиль, который может прослужить ещё пятнадцать лет и раньше стоил 15 тысяч долларов, после этих дополнительных платежей обойдётся почти в два раза дороже. С нашей платежеспособностью мы не можем позволить себе за 30 тысяч долларов купить подержанный автомобиль. Их ввоз из-за этого сократился в разы, и ситуация изменилась. Раньше вы покупали пятилетний автомобиль, ездили три года, копили и покупали более свежий. Происходило естественное обновление. Понятно, что не все могут позволить себе машину из салона. Процент новых автомобилей на рынке всего порядка пяти процентов. А сейчас этот процесс почти прекратился, и весь рынок подержанных автомобилей варится в собственном соку, потому что внешнего притока почти нет. «Кровь» не обновляется, и мы вынуждены покупать то, что есть на нашем рынке, поэтому средний возраст автомобилей у нас становится всё выше. В Германии утилизационный сбор составляет 100 евро, а в Казахстане 3-4 тысячи долларов, и это ужасная разница. Мало того, даже когда вы заплатите утилизационный сбор, вам никто не гарантирует, что ваша машина когда-нибудь будет утилизирована. Вы можете её вообще продать по запчастям, и всё.