Заведующий подстанцией скорой помощи № 5 ССМП Нуржан ЖАКЕШБАЕВ рассказал о том, как его сотрудники спасали людей во время январских событий в Алматы, передает медиа-портал Саravan.kz.
– От сотрудников 5-й подстанции я слышала, что ваша команда сплотилась во время январских событий? При этом они отказались называть свои имена, боясь каких-то преследований со стороны руководства…
– Да. То трудное время нас сплотило. Тогда вроде бы захватили 4-ю подстанцию недалеко от площади. Естественно, страдал выход бригад. И якобы была негласная команда: кто не сможет выходить на работу, пусть пишет заявление об освобождении на время ЧП. Но у нас никто не поддался панике, все остались на рабочих местах. А потом, когда меня приказом руководства уже перевели на 10-ю подстанцию, ребята, девочки и парни, мне сказали: “Знаете, почему мы остались? Потому что вы были нашим руководителем. Если бы был кто-то другой, вряд ли бы мы все тут задержались”. А я помню, мне тогда даже не пришлось никого уговаривать. Они сами вышли и стояли до последнего и сами себя защищали. Я где-то добывал хлеб. Его ведь тоже трудно было найти. Моя жена готовила плов. Потом в супермаркете, который еще работал, я закупил шампунь, мочалки, банные полотенца для тех, кто круглосуточно оставался на станции.
– А из ваших сотрудников тогда кто-то пострадал?
– Пострадали машины, ну и морально, конечно, натерпелись, потому что там взрывали, стреляли, в одну машину гранату забросили на площади во время вызова. К счастью, не успела взорваться. Мы обычно в самое пекло не должны ходить. Я просил наших стоять на расстоянии метров 200–300. Чтобы к ним раненых транспортировали. Оказывается, в то время на площади уже не было никого. И штаба, в который входят аким, полицейские, сотрудники КНБ, прокуратуры, ЧС, не было. А митингующие и люди на джипах, на самокатах подвозили раненых и грузили в скорую. И не по одному, а сразу по 5–6 пострадавших – кто из них живой, кто уже нет. Один врач приехал на станцию с дрожавшими от напряжения руками, потому что ему пришлось кого коленкой, кого плечом подпирать, кому голову руками придерживать, чтобы они не падали, пока едут до стационара.
Потом нашим девочкам приходилось искать гражданскую одежду, чтобы переодевать в нее курсантов и тех раненых, кто был в военной или полицейской форме, чтобы их спасти.
Потому что погромщики, видя в машине полицейского или военного в форме, вытаскивали его, избивали до полусмерти и обратно закидывали в эту же машину.
Коктейлем Молотова атаковали одну из наших машин. Хорошо, что она не успела загореться. Прямо на крышу уазика закинули. Представляете профессионализм водителя, как он, двигаясь задним ходом, уезжал от толпы переодетых в форму ОМОНа людей в касках, бронежилетах и со щитами. В одну машину водителю закинули шумовую гранату. Он успел выбросить ее обратно. "Чтобы запугать?": для чего руководство Скорой помощи Алматы вызвало силовиков к своим же сотрудникам
И вот парадокс! Во время январских событий все сотрудники нашей 5-й подстанции героически оборонялись, стояли до последнего, защищали здоровье граждан, оказывали помощь, независимо от того, правоохранители это, население или митингующие. Медикам же главное – спасать людей. Мы выезжали и на роды, и на помощь младенцам, и на огнестрелы. На всё! Это в то время, когда сам наш руководитель был в отпуске за границей на отдыхе. А теперь к тем же сотрудникам, которые, рискуя своими жизнями и здоровьем, выполняли свой долг, такое отношение: присылают целую бригаду из спецслужб и силовиков, чтобы запугать!