КРОССиво КАТЯТ!

Лучшие гонщики страны, а также гости из Кыргызстана и России отчаянно сражались за победу на снежных трассах в ущелье Шыбынсай в горах Заилийского Алатау

Удержаться в седле!

Вообще-то маунтинбайкеры соревнуются летом. Первый зимний фокросс прошел четыре года назад. Тогда и народу было поменьше, да и размах не тот, что на нынешнем турнире “Red Bull Snow Mania”. А поскольку почти весеннее солнце растопило трассу для соревнований, гонщикам пришлось изрядно потрудиться и проявить все свое мастерство, чтобы удержаться в седле.

– Постройку трассы мы закончили практически ночью перед соревнованиями, утром подкорректировали, – говорит руководитель организации “Экстремальная атлетика” Кирилл Нечаев. – Перепад высот здесь около 200 метров, ширина трассы 5–8 метров, на ней 5 контруклонов – это специальные возвышения на внешней стороне радиуса поворота, 3 “верблюжьих горба” и 4 трамплина.

Старт – на самом верху горы, оттуда гонщики ураганом съезжали к подножию всего за пару минут. Болельщики облепили сетчатый бортик трассы, по скоплениям публики легко определялись самые выгодные для просмотра позиции – именно в таких местах чаще всего гонщики красиво прыгали с горок и порой не очень удачно приземлялись. Участников иногда выносило прямо на “живую изгородь”, но обиженных не было. Кому – адреналин в кровь, а кому – азарт в голову!

Зимний экшн

Для участия в турнире зарегистрировались около 60 человек, среди них несколько райдеров из Бишкека, один – из Томска, но большинство составили алматинцы. Самому молодому участнику соревнований – всего 13 лет.

Состязания по фокроссу обычно проводятся два дня. Однако на этот раз организаторам пришлось их сократить и пустить всех гонщиков в одну “мясорубку” – пардон, возрастную категорию. По итогам квалификации были определены 32 спортсмена, которых поделили на четверки. Те, кто занял первые-вторые места, получали право бороться дальше. Выбившихся вперед 16 участников снова разбили на четверки, пока не остались четверо сильнейших, которые в итоге и оспаривали призовые места.

– Если смотреть, как катаются одиночки, – это динамично, быстро, красиво, но экшна в таком зрелище мало, – продолжает эксперт по экстремальным видам спорта Кирилл Нечаев. – А здесь 4 человека катятся, это постоянная контактная борьба, где все непредсказуемо. А если речь идет о зимнем турнире – то тут вдвое больше зрелищности.

Термин “экшн” в кино применяется чаще к боевикам со стрельбой, погонями и кровавыми драками. Для кого-то этот турнир и вправду стал боевиком. По сообщению организаторов, несколько человек сломали ключицы, зафиксированы случаи растяжений и ушибов. В общем, трассу сконструировали не для новичков!

Резина летняя… на зимней гонке

Для участия в турнире достаточно было иметь желание и, конечно же, велосипед. Хотя сюда следует добавить и опыт, именно он позволял не только не травмироваться, но и вообще избегать столкновений с землей.

– Трассы для байкер-кросса делаются мягкие, на них нет больших неровностей, они хорошо “выглажены”, двухподвесный велосипед на таких трассах не нужен, – говорит Нечаев. – Горные велосипеды, представленные на турнире, – со специальной геометрией рамы, легкие и жесткие. У людей нет возможности приобретать по два-три велосипеда для разных дисциплин. Да и менять резину с зимней на летнюю тоже дороговато, около 100 долларов. Поэтому гоняют на том, что есть.

Пока соревнования по фокроссу проводятся только среди парней, девушки присутствуют лишь в качестве болельщиц. Возможно, в следующий раз для слабого пола сделают отдельный зачет, но пока среди девушек желающих соревноваться на такой трассе очень мало.

Киргизы привезли диджеев

В финал турнира пробились алматинцы Александр Стрелецкий, Павел Розбицкий, Андрей Давыденко и Александр Пляшешников из Бишкека. Розбицкий приехал к финишной линии первым, гость из Кыргызстана – вторым, Давыденко – третьим.

– В финале я включил не ту передачу и проспал старт, выехал только четвертым, – сетует Александр Пляшешников. – Потом вышел на вторую позицию, но первого уже не смог догнать.

На вопрос, как часто гонщик из Бишкека ездит в Алматы, чтобы покататься, он ответил:

– Всего-то 250 километров!

5 часов в хорошей компании, с приятной музыкой – и мы здесь! В этот раз нас прибыло 8 человек:

2 диджея, 2 байкера и 4 человека из группы поддержки.

ОДОЛЖИЛ ВЕЛОСИПЕД... И ВЫИГРАЛ!

Алматинец Павел Розбицкий доказал всем, что хороший гонщик и на чужой технике, и на новой трассе остается профессионалом. Павел принимал участие в десятках соревнований по маунтинбайку, половину из них проехал как раз в дисциплине фокросс. Однако до этого победы у него случались только на летних турнирах. В зимнем фокроссе стартовал впервые. И так удачно!

Паша попал на соревнования, можно сказать, случайно – приехал домой на каникулы из Москвы, где получает высшее образование, а тут такой турнир! Более того, двухподвесный велосипед, на котором он обошел несколько десятков соперников и выиграл солидную сумму – 100 тысяч тенге, принадлежал другому хозяину.

– Это не мой велосипед, я у друга взял, – смущенно говорит чемпион. – Свой я недавно продал, а приобрести еще не успел. Я под себя велосипед перенастроил, пораньше встал, чтобы опробовать трассу. Не боялся – зимой падать не так больно!

Ну про падения – это он так, для красного словца. Павел умудрился ни разу (!) не упасть во время заездов, что, в принципе, можно считать чудом. Или – показателем высокого профессионализма.

На вопрос, на что потратит призовую сумму, победитель не раздумывая ответил:

– Надо будет отметить победу!

Фокросс придумали дети мотогонщиков

Утверждают, что этот экстремальный и зрелищный вид спорта появился благодаря детям мотогонщиков. Отпрыски участников мотогонок устраивали свои состязания. Мотоциклы для них были еще не по размеру, поэтому они катались наперегонки на велосипедах. Причем не просто так, а по сложным трассам, например, по горам. Ну а поскольку обычные велосипеды на горных тропах вели себя непредсказуемо, появился маунтинбайк – горный велосипед.

Фокросс – это прямой потомок мотокроссовых соревнований, только на велосипедах. В заездах участвуют от 4 до 6 гонщиков, стартующих одновременно. Одно из основных требований к организаторам – просторные трассы, которые щедро снабжаются всевозможными препонами в виде трамплинов, крутых виражей и т. п. Впервые эта дисциплина появилась на Кубке мира по маунтинбайку в 2002 году.

Фокросс (4Cross), или фоикс (4X), – это обиходное название дисциплины в западных странах, другое, более распространенное – байкер-кросс. Существуют и другие разновидности этого стиля: в байкер-суперкроссе участвуют по 6 райдеров – гонщиков, трассу отличают огромные трамплины.

Считается, что фокросс – самая экстремальная и интересная для зрителей дисциплина в маунтинбайке. Благодаря высоким скоростям, красивым прыжкам, контактной борьбе и, конечно же, падениям.