В итоге государственный маховик пришел в движение. «Мы пока еще конкретно не определились, и я вам сейчас ничего не скажу. До 1 июля этого года мы должны внести предложения, мы полгода поработаем», – сообщила на брифинге министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова.
Уже известно, что одним из пунктов совершенствования станет возраст выхода казахстанцев на заслуженный отдых, который планируется повысить. Такое предложение пока находится на стадии обсуждения, а потому рано делать какие-либо конкретные выводы. Несмотря на это, вопросы возникают. Прежде всего, какой возраст подходит для выхода на пенсию?
За последние годы этот вопрос все чаще становится предметом острых дискуссий. Некоторые эксперты считают, что увеличение пенсионного возраста – процесс неизбежный, и связывают его с ростом продолжительности жизни. За два года этот показатель увеличился с 66,4 года в 2007 году до 68,4 – в 2010 году. Однако, несмотря на увеличение продолжительности жизни, это не повод для поднятия планки возраста выхода на пенсию. «Увеличение пенсионного возраста связано сейчас с усилением кризисных явлений во всей мировой экономике. Уровень жизни в нашей стране пока еще не совсем позволяет применять поправки по увеличению порога пенсионного ценза, потому что многие просто не доживают до этого возраста», – говорит старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматуллина.
Поэтому эксперт полагает, что есть и другие ресурсы для решения экономических проблем, которые следует задействовать в данном случае. «Меры по повышению возраста являются не совсем популярными. У нас существуют другие источники в части пополнения бюджетных доходов. В этом ключе экономить на стариках не совсем корректно, у нас не тот уровень жизни, как, к примеру, в той же Швеции, как в Западной Европе, отсюда я убеждена, что Казахстан еще не готов для увеличения пенсионного возраста», – считает Рахматуллина.
Напомним, что шведский премьер предложил увеличить пенсионный возраст до 75 лет. Фредрик Рейнфельдт говорит, что ради сохранения достойного уровня жизни следует увеличить пенсионный возраст. Таким образом, граждане смогут, по меньшей мере, раз в жизни сменить направление своей трудовой деятельности. Основная причина – неуверенность, что соцстандарты Швеции будут гарантировать такие же высокие пенсии, в случае если правительство не решится на повышение пенсионного возраста.
А власти Китая собираются повысить пенсионный возраст населения с целью стабильного развития системы соцобеспечения. Об этом сообщил министр трудовых ресурсов и социального обеспечения Поднебесной Инь Вэйминь. Он считает, что повышение пенсионного возраста – очень сложный вопрос, принимая во внимание ситуацию с численностью населения и занятостью и учитывая положение разных групп населения. Китайский чиновник отметил, что целый ряд зарубежных государств уже реформировал пенсионную систему, дабы смягчить проблему старения населения. Средняя продолжительность жизни китайцев – 73 года, предполагается, что в ходе 12-й пятилетки она вырастет на один год. Напомним, что по закону 1951 года мужчины в Поднебесной выходят на пенсию в 60 лет, а женщины – в 50 лет.
Стоит отметить, что в ежегодном обращении Нурсултана Назарбаева нет ни слова об изменении порога возраста выхода на пенсию. Напротив, глава государства обеспокоен ситуацией вокруг пенсионных фондов, а точнее – проблемой открытости последних для граждан. Как говорилось в послании, «сегодня вкладчики не имеют возможности влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов». С этим мнением соглашается и Гульнур Рахматуллина. По ее мнению, в том, что потенциальные клиенты пенсионных фондов «отрезаны» от дел НПФ, нет ничего нового, это действительно так. «В их деятельности, во-первых, должен быть больше уровень транспарентности, отчетности. Здесь имеется в виду, что до вкладчиков просто необходимо доводить всю информацию, вплоть до того, куда инвестируются их накопления. Во-вторых, необходимо оповещение вкладчиков о состоянии их вкладов и состоянии пенсионного фонда, потому как во многом вкладчики абсолютно не имеют представления о том, как работают их деньги», – говорит эксперт.
В этой связи, полагает Рахматуллина, назрела необходимость совершенствования пенсионной системы в сторону формирования большей открытости для вкладчиков, поскольку они тоже являются равноправными игроками. Отметим, что пенсионная реформа представляет собой филигранное искусство. Поскольку она оказывает сильное влияние на динамику экономического роста. Поэтому пенсионная система не должна душить деловую активность в стране и, вместе с тем, генерировать социальную напряженность в обществе. В связи с этим реформа должна учитывать ряд факторов. К примеру, численность экономически активного населения, бюджетные расходы на содержание пенсионеров, нагрузку на семейный бюджет.
Количество пенсионеров в Казахстане не носит критического характера, их порядка 10 процентов от экономически активного населения. Пенсионеры у нас в меньшинстве. К примеру, в других бывших советских республиках их доля в составе экономически активного населения превышает 15–20 процентов, а есть и вообще вопиющие случаи – 25 процентов. В итоге экономика и бюджет захлебывались и тонули в долгах. В Казахстане такая ситуация наблюдалась перед переходом к накопительной пенсионной системе, когда возник долг перед пожилыми людьми в размере 500 млн долларов США.
Однако сегодня ситуация выглядит иначе, чем в конце 90-х годов. Конечно, повысить возраст выхода на пенсию – самое простое решение, которое может прийти в голову, но не самое лучшее. В Казахстане люди не живут столько, как в благополучной Европе, а значит, у них туманная перспектива выйти на заслуженный отдых. Поэтому имеет смысл посмотреть на ситуацию с другой стороны. Например, повысить доходность НПФ.
Известно, что одна из причин сложившегося положения с НПФ, а именно их низкая доходность, связана с ограниченными инвестиционными инструментами. В то же время существует вероятность того, что пенсионные фонды могут обанкротиться на разогретых рынках, и как следствие – обесценятся средства вкладчиков. Однако не стоит сгущать краски, на рынке имеются риски, но не везде они высокие. Поэтому имеет смысл искать инструменты для инвестирования средств пенсионных фондов.
Кроме того, негативным фактором для НПФ выступает то, что в Казахстане неразвит фондовый рынок, который на протяжении десятилетия лежит на боку. Возникает вопрос: почему правительство ухватилось за повышение пенсионного возраста, вместо того чтобы реанимировать фондовый рынок республики? К примеру, в России он уже успешно функционирует и является дополнительным источником доходов для инвесторов.
В данном случае необходимо рассматривать в качестве еще одного фактора развития НПФ так называемое «народное IPO». Речь идет о том, чтобы они могли также инвестировать свои резервы в более доходные акции национальных компаний. Таким образом можно убить двух зайцев одновременно: поддержать отечественные компании и увеличить доходность НПФ. Вместе с тем, говоря об эффективности НПФ, не стоит забывать и о мерах экономического роста в масштабах всей страны, которые способны наполнить бюджет, что сделает пенсионные отчисления безболезненными.
Источник: Андрей Верменичев, "Литер", Алматы