Крестовый подход

И это, заметьте, в больших городах. А в деревне-глуши? Там, где зимними вечерами волки воют в ближайшем лесу? А? Дороги замело, почту с относительно свежими журналами доставят только весной. Роман прочитан до наизусть, дневник надоел, гости не едут… Тихо, свеча потрескивает, маменька спать отправилась…

Что делать юной девице в таких условиях? Остается одно: с тихим вздохом взять пяльцы да и сесть к огню. Стежок за стежком, крестик за крестиком – вечер и скоротала.

Занятия современных девушек не так уж отличны по сути – те же тусовки, тот же шоппинг, вместо дневника – блог, вместо бумаги и гусиного пера - чаты. Технический прогресс просто-напросто внес свои коррективы, напичкал мякоть времени всевозможными прибамбасами вроде интернета. Казалось бы, какая может быть сегодня вышивка! Ведь этот архаичный процесс просто не совпадает по скорости с сегодняшним темпом, не вписывается в динамику жизни.

Так думала я всегда. Но, как выяснилось, глубоко заблуждалась. Многие – и даже очень многие – сегодня вполне серьезно увлечены вышиванием. Почему?

Версия №1. Вышивают, сидя дома, девушки некрасивые. Им не звонят ухажеры, они не бегают на свидания. Носиться по бутикам и распродажам в поисках модных тряпок и цацек им тоже ни к чему – надеть-то все равно некуда.

Версия №2. Вышивают одинокие тетеньки вечнобальзаковского возраста, личная жизнь которых не сложилась по тем или иным причинам. В компании кошечки или собачки – а то и не одной – они «убивают» таким образом время. Они создают «расписные» салфеточки и наволочки, которые дарят потом соседкам и подругам, а соседки с подругами не знают, в какой бы дальний ящик запихнуть очередной подарок, чтобы забыть о нем навсегда. Ибо практического применения эти убогие творения не находят ни разу.

Версия №3. Вышивают сиделицы «на зоне». Здесь это считается доблестью, и те, кто умеет держать иголку с ниткой, пользуются почетом и уважением. «Марочка» - то есть вышитый носовой платок может оказать его автору немало полезных услуг. Естественно, если он вышит искусно. Благо, времени для того, чтобы практиковаться и оттачивать мастерство, здесь достаточно. Популярные сюжеты – ангел-хранитель, богородица, цветы. Кстати, монашки тоже, наверное, вышивают – что им еще вечерами делать, не телевизор же смотреть.

Версия №4. Вышивают вообще - от недалекого ума, те, кто не любит читать, не заходит в Интернет, не увлекается кино, театром и интеллектуальной трепотней под кофе. Светский образ жизни и пяльцы – вещи несовместные.

Но моя стройная схема продержалась недолго - ее в пух и прах разбили реальные рукодельницы, с которыми я познакомилась в магазинчике, где продается все для вышивки.

Признаюсь, я пришла сюда специально, все-таки испытывая некоторые сомнения: а вдруг я не права, и ни одна из версий не годится? Одним словом, все оказалось намного неоднозначнее, чем представлялось. Например, тридцатилетняя Аида – красавица, эдакая роковая брюнетка. Она замужем, сыну шесть лет. Вполне успешная карьера – работает начальником отдела кадров, широкий круг знакомых. Первую вышивку она сделала ко дню рождения мужа. Правда, времени тогда было поболе – как раз ушла в декрет. Наступил период какого-то необоснованного страха, и знакомый психолог посоветовал заняться чем-нибудь легким, расслабляющим, отвлекающим внимание и в то же время творческим. Например, вышиванием.

«Это шутка?», - поинтересовалась Аида. В ответ ей прочли лекцию о пользе такого хобби для беременных и принесли великолепно изданный журнал с фотографиями. Понравилось.
Как человек методичный, она некоторое время посвятила изучению техники «крестика», а когда освоила, уже знала, что именно вышьет. Эта маленькая картина, «нарисованная» нитками, до сих пор висит в рамочке в их спальне. Получилось так здорово, что Аида увлеклась уже всерьез. И вышивает до сих пор. Достигла такого мастерства, что трудно отличить, не надев очки и не подойдя вплотную, холст, будь он нарисован кистью и красками, от вышитого полотна.

Я, конечно, напросилась в гости на чашку чая и была совершенно потрясена букетом сирени. Казалось, что он даже не нарисован, а только что срезан и поставлен в вазу в капельках дождя. Если честно, до этого мои представления о вышивке сводились к каким-то смутным узорам красным крестиком вокруг ворота купленной в Киеве блузки, каким-то кривеньким ромбикам, с отвращением и натугой вышитым собственной рукой на уроках домоводства в школе.

То, что я увидела в доме Аиды, впечатляло. Например, панно в детской – как стена океанариума: много-много рыбок, и все разные… Завораживающе. Сама она говорит, что уже не может жить без вышивки. Достаточно нескольких стежков, чтобы начатая работа звала к себе, заставляла быстрее и веселее делать все домашние дела. Кроме того, это на самом деле здорово успокаивает нервы.

Вторая «девушка с пяльцами» - совершенно другой тип. Оля – студентка, тусовщица, душа компании. Она утверждает, что никогда не знает, что будет вышито в очередной раз. Потому что нить – живая, она ложится так, как захочет, как считает нужным. Если Аида творит в жанре, как бы близком к импрессионизму, то Ольга – чистой воды абстракционист. Вспышки разных оттенков, контрастные пятна, невероятные «настроенческие» композиции. И так же трудно представить, что все это сделано иглой и нитками. Приходится буквально напоминать себе об этом…

Вышивка – это гигантская индустрия. Миллионы женщин во всем мире увлечены данным искусством, которое не требует никаких жертв, кроме расходов на материалы. Все остальное – твое личное вдохновение.

Но чтобы предоставить необходимые материалы, трудятся фабрики, дизайнеры, издатели, торговцы… Франция, Германия, Великобритания – в этих странах помимо традиционного «сырья» для рукоделия постоянно выпускаются новинки, способные поразить воображение не только новичка, но и опытных мастеров крестика и глади.

Достаточно зайти в специализированный магазин, чтобы на вас обрушилась волна красок и буйство оттенков. И скажу вам совершенно откровенно: у меня зачесались руки. Хотя ни к одной из предложенных ранее версий – таких вроде бы логичных – я тоже не отношусь…