Кремлёвские больные. Какими болезнями страдали советские вожди

Живее всех живых

Записки врачей, лечивших Владимира Ленина, были оцифрованы в 2017 году. До 1921 года никаких особых проблем со здоровьем у Ильича не наблюдалось, не считая недолгого периода реабилитации после покушения 30 августа 1918 го года.

Но в середине 1921-го у  Ленина появились головокружения, обмороки, его мучили бессонница и страшные головные боли. Сначала врачи объяснили недуг обычным переутомлением. Но болезнь стала прогрессировать. Обмороки участились, начались припадки в виде внезапных параличей, потери речи, проблемы с памятью.

Через два года вождь стал вести себя неадекватно. В июле 1923-го партиец Евгений Преображенский  навестил Ленина в Горках.  Увиденное Преображенского сильно напугало, и в письме Николаю Бухарину  Евгений пишет:

«Старик стал капризен. Он находится в состоянии большого раздражения. Часто впадает в ярость. Особенно раздражается при появлении Надежды (Крупской

Именно в 1921-м, во время подписания Московского договора, Ленин допустил несколько странных поступков. Например, границы союзных республик на Закавказье были проведены без учёта настроя населения. Позже эта оплошность превратится в Карабахский конфликт, не утихающий уже больше 30 лет.

Турции было сделано много уступок, в том числе гору Арарат, святыню для всех армян, Ленин одним росчерком карандаша передал Турции. Как известно из протоколов, Мустафа Кемаль не с первого раза принял «щедрый подарок», но Ильич настаивал.

Ленин в тот момент свято верил, что лет через 20 на земле вообще сотрутся все границы.

Голая правда

Странное поведение не могло остаться незамеченным. Сначала в эмигрантской среде, а затем среди простых людей стали ходить слухи о том, что Ленин умирает от сифилиса.

Тем не менее это всего лишь инструмент пропаганды.

В документе от апреля 1923-го за подписью наркома здравоохранения Николая Семашко значится, что признаков сифилитического поражения у Ленина не обнаружено. Причиной плохого самочувствия врачи считали  «артериосклероз».  

Так в то время назывался атеросклероз. Чрезмерные нагрузки и последствия покушения только усилили недуг. За полгода до смерти Ленин стал кашлять кровью. В 1924 году вскрытие показало, что Владимир Ильич умер от кровоизлияния в мозг.

Однако дыма без огня не бывает. Среди лекарств, которые врачи давали Ильичу, в архивных записях указаны препараты йода, висмута и ртути. Эти медикаменты в то время использовались для многих целей, в том числе и для лечения сифилиса. Скорее всего, медики и в самом деле подозревали у Ильича нехорошую болезнь. Кроме того, в те годы участились случаи заражения бытовым сифилисом, и микродозы сальварсана (препарата на основе мышьяка) принимали и здоровые люди, в качестве своеобразной вакцины. Среди побочек сальварсана - слабость, неадекватное поведение, снижение памяти и работоспособности, судороги, кома.

Любопытно, но через несколько недель после назначения препарата Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП), фактически возвращая капитализм, с которым так долго боролись большевики, а потом и всячески поддерживает общество радикальных нудистов «Долой стыд!».

Представители этого общественного обьединения ходили голышом по городу, пропагандировали свободу в половых связях, требовали легализации однополых браков, декриминализации изнасилования и абортов.

НЭП и движение «Долой стыд» ликвидировали в 1924-м, всего несколько месяцев спустя после смерти Ленина.

Мизндрав боится предупреждать

Советская пропаганда рисовала Сталина, как крепкого, пышущего здоровьем, мужчину в самом расцвете сил. На самом же деле вождь всех народов болел с самого детства. В детстве на него наехал конный экипаж, который повредил ему руку и раздробил ухо.

В 1908-м Джугашвили перенес тиф и едва от него не умер. В 1915-м, во время ссылки, вождь народов заработал сильный ревматизм и проблемы с лёгкими. В 1921-м Сталину удалили часть желудка и аппендикс.

Врачи настоятельно требовали, чтобы вождь народов соблюдал диету и бросил вредные привычки, но Сталин их не слушал. С больными суставами он подолгу купался в море, отчего потом мучительно ныли суставы. Несмотря на слабые лёгкие, он не расставался с трубкой, а с оперированным желудком налегал на вино, коньяк и жирное мясо. Даже стакан холодной минералки Иосиф Виссарионович не мог выпить без того, чтобы наутро не проснуться с гнойной ангиной.

При этом «отец всех народов» категорически не хотел принимать никакие лекарства. Он лишь щедро мазал больные суставы йодом, боли в желудке успокаивал бокалом вина и считал, будто морской воздух выдует из лёгких копоть от трубки.

Такую личную неприязнь испытываю – кушать не могу!

Никаких документальных подтверждений, что Иосиф Виссарионович страдал паранойей - по слухам, которые были запущены после его смерти, - нет. Диагноз «паранойя» и «шизофрения» поставили заочно западные врачи, пытаясь понять жёсткую политику советского лидера.

Зато диагноз «неврастения» встречается в медицинских документах уже с 1938 года. А в 1939-м у СССР сильно обострились отношения с Финляндией. Вопрос, который легко можно было решить дипломатическим путём, перерос в войну, убившую почти 150 тысяч советских солдат.

Пик заболевания пришёлся на 1944-1947 годы. Именно тогда рухнул зыбкий, с трудом налаженный мир с Западом, и СССР надолго вошёл в фазу холодной войны.

Неврастения возникает при длительном нервном и физическом напряжении, а осложняют ее течение вредные привычки.

Человек становится сильно раздражительным, предпочитает решать вопросы радикально, чтобы больше к ним не возвращаться, отчего часто совершает ошибки. Раздражение может быть таким сильным, что неосторожное слово собеседника или упавшая чашка провоцирует  немотивированную вспышку агрессии. Даже небольшая головная боль или изжога воспринимаются как невыносимая болезнь, а как мы помним, суставы у Сталина болели постоянно. В таком состоянии и певичку на радио, взявшую не ту октаву, можно принять за личного врага. Так становится ясно, почему Сталин был скор на расправу с оппонентами. Ленин, Сталин, Хрущев: кого из них любили казахи

Алкоголь при этом даёт некоторое облегчение, помогая снять напряжение. А договор о ленд-лизе с США Сталин подписал после обильного пиршества. Также плодотворной была и Московская конференция, и встреча в Ялте с Рузвельтом и Черчиллем, и конференция 1943-го в Тегеране.

Обильное застолье с вином подняло настроение Сталину, сделало его более дипломатичным и терпимым к собеседнику.

Достаточно одной таблетки

У Леонида Брежнева первый инфаркт случился ещё при Сталине. Кроме того, Леонид Ильич часто жаловался на скачки давления, и несколько раз с ним случался гипертонический криз. Это привело к тому, что генсек панически боялся даже небольшого недомогания, к тому же у него была неустойчивая нервная система.

При малейшей боли Брежнев горстями пил таблетки. Без сильного снотворного он не мог уснуть.

Брежнев крепко спал по 8-9 часов, но ему казалось, что он плохо спит, поэтому генсек вопреки предупреждениям врачей увеличивал дозу барбиталов. По утрам Брежнев был разбитым и заторможенным, и, чтобы хоть как-то справляться с обязанностями, он принимал конскую дозу стимуляторов. Это изнашивало и без того слабый организм. Мышцы атрофировались, появлялась общая слабость, и бороться с ней  Леонид Ильич опять пытался стимуляторами, которые по вечерам не давали уснуть. Так у вождя появились проблемы с желудком, почками и печенью. Симптомы Брежнев опять глушил таблетками.

В 1950-м, от частого курения у Леонида Ильича появился стоматит, а потом заболевание, усиленное побочками медпрепаратов, прогрессировало, и в результате Брежнев потерял все зубы. Зубной протез делали лучшие стоматологи страны, но Леониду Ильичу изделие всё равно мешало.

Образ престарелого генсека, с трудом произносящего слова, и постоянно причмокивающего, не лучшим образом сказался на имидже советского лидера.

Именно тогда в СССР расцвело диссидентское движение. С аргументами «противников совка» было трудно спорить. Какое будущее может ждать страну, если её лидер с трудом читает по бумажке.

Анекдоты про маразм Брежнева дожили и до наших дней, но на самом же деле на ясность ума Леонид Ильич не жаловался никогда.

В марте 1980-го во время посещения Ташкентского авиазавода на Брежнева упала деревянная трибуна. Травма оказалась пустяковой, доски всего лишь сломали генсеку ключицу. Но организм, ослабленный медикаментами, не перенёс и лёгкого перелома.

Леонид Ильич подсел на сильные обезболивающие, и через полгода сердце вождя не выдержало. 10 ноября 1982-го Брежнев умер от остановки сердца, не дожив до своего 76-летия всего пару недель.

Какая гадость ваша заливная рыба!

Юрию Андропову всего за год до назначения на должность генсека врачи вообще хотели поставить инвалидность. Он страдал от тяжелого заболевания почек и острой формы гипертонии. Причиной недуга была нехватка гормона альдостерона. К счастью для вождя, в то время уже прошли экспериментальные проверки искусственного аналога гормона, и вопрос об инвалидности был снят.

Врачи пророчили Юрию Андропову как минимум 15 лет жизни, при регулярном приёме препарата, и обнадеженный генсек составил программу развития СССР на 6 лет. Но планы так и остались на бумаге.

Потому что после назначения препарата Андропов протянул только два года и три месяца.

Константин Черненко заступил на пост генсека, страдая от тяжёлой эмфиземы лёгких. При этом заболевании одышка и учащенное сердцебиение возникают при малейшей физической нагрузке. Неудивительно, что Черненко старался не назначать официальных визитов в другие страны, да и вообще покидать Кремль лишний раз.

Естественно, из-за недуга вождя многие государственные дела откладывались на потом. Как бы выглядел Казахстан, если бы Кремлю удалось реализовать безумные мечты

Окончательно сгубила вождя обычная копчёная рыба. Врачи запрещали ему есть жирное и копчёное, но на семейном ужине Константин Устинович не удержался и позволил себе пару кусочков балыка.

По роковому стечению обстоятельств рыба ещё оказалась несвежей. Остальные члены семьи Черненко, которые трапезничали этим балыком, отделались расстройством желудка, но организм престарелого генсека не выдержал последствий интоксикации.

Медицина тут бессильна

Конечно, нельзя списывать все политические провалы советских лидеров на проблемы со здоровьем.

 Никита Хрущёв в свою бытность генсеком практически не болел.

Проблемы с сердцем у него начались только после отставки, да и первые сбои врачи отметили только тогда, когда Хрущеву исполнилось 70. Сердце стало болеть после долгой депрессии, свалившейся на него после того, как советский лидер остался не у дел. Никита Сергеевич любил вредную пищу, частенько выпивал, лакомился дичью, которую и здоровому человеку переварить трудновато.

Но и с отменным здоровьем Хрущёв наломал дров, запустив дурацкие реформы в сельском хозяйстве и едва не устроив ядерный апокалипсис во время Карибского кризиса.

Михаил Горбачёв тоже на здоровье не жаловался.

Но последствия  сухого закона, игры в «кто сколько унесёт суверенитета» и финансовых реформ, добивших и без того слабеющую экономику СССР, мы пожинаем до сих пор.

Бориса Ельцина до 1995-го года беспокоили лишь периодические боли в позвоночнике из-за старой, ещё институтской травмы.

В 1990 году самолёт Ельцина совершил жёсткую посадку, от чего позвоночник стал болеть ещё сильнее, а к 1994-му дал о себе знать когда-то сломанный нос. Из-за искривления перегородки Ельцину стало трудно дышать.

Первый серьезный недуг поразил первого президента РФ в 1995-м. Тогда у него  стало сильно болеть сердце, а 5 ноября 1996-го врачи провели Борису Николаевичу сложнейшую операцию по коронарному шунтированию. Но и после хирургического вмешательства Ельцин быстро оправился, протянул ещё 9 лет и даже играл в теннис.

Единственный недуг, который одолевал Ельцина с 1991 года - острая форма невроза. Такую цену приходилось платить за борьбу за власть.

Врачи прописывали Борису Николаевичу лучшие успокоительные, транквилизаторы и  антидепрессанты, но Ельцин им не верил и предпочитал снимать напряжение «народными методами», то есть обильными возлияниями.

Любопытно, но и такое количество алкоголя не повредило ни печень, ни прочие органы. Даже сердце стало сдавать не от этого, а от постоянного стресса.