Из просмотренных нескольких десятков ссылок, лишь около двадцати упоминали о существовании явления социального сиротства за границей. Гораздо чаще говорилось не о тамошних приютах, а о трудностях усыновления иностранцами детей из стран постсоветского пространства.
"Ребенок на экспорт"
Иностранное усыновление в Казахстане еще полтора года назад упало до нулевой отметки. Тогда, по мнению отдельных депутатов парламента, страна долгое время показывала довольно высокий экономический уровень развития и социального благополучия. "Незачем отправлять казахстанских детей за рубеж, мы сами должны заботиться о наших детях, тем более что в Казахстане наблюдается демографическая проблема и отмечается зрелость общества в социально-экономическом плане", - заявлял в июне уже далекого 2007 года председатель коллегии по гражданским делам Мусабек Алимбеков, обсуждая с коллегами вопрос введения запрета на усыновление казахстанских детей-сирот иностранными гражданами.
Об истинной причине столь долгого обсуждения судьбы отечественных сирот, "экспорт" которых хотели существенно ограничить казахстанские депутаты, знал каждый, кто имел привычку просматривать все новости о Казахстане на сайтах, страницах отечественных и импортных изданий.
- Года полтора назад во всех отечественных СМИ прошла информация, что в США мужчина изнасиловал усыновленную в Казахстане девочку. После этого буквально на следующий день в парламенте развернулось крупномасштабное совещание на эту тему, наши депутаты вдруг вспомнили о детях и стали говорить о запрете иностранного усыновления, - поделилась своим мнением Аружан Саин, директор Общественного фонда "Добровольное общество милосердия". - Я не могу говорить о профессионализме наших парламентариев. Но они точно должны были в этот момент знать, что мы, подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, подписались на международное усыновление. А в итоге результатом такого обсуждения стал негласный запрет на иностранное усыновление. А ведь именно иностранные усыновители готовы брать детей без ручки, без ножки, с врожденными патологиями, именно они готовы оплачивать дорогостоящие операции для таких деток. Конечно за рубежом уровень социальной интеграции этих детей в общество и медицинских услуг настолько высокий, что если у нас этот ребенок остается в доме инвалидов, то там он максимально реабилитируется и живет нормальной жизнью".
- Официального запрета на иностранное усыновление у нас нет, но формально органы опеки и руководство детских домов тогда перекрыли доступ потенциальным родителям к сиротам. И виноватыми в этом оказались журналисты, которые не проверили информацию. Потому что в итоге выяснилось, что вся та история оказалась полной неправды и домыслов. Ребенок был усыновлен из детского дома города Алматы вместе с сестренкой и братишкой. Пока мама готовила ужин, папа купал свою дочку. Именно последний "кадр" не правильно интерпретировала домохозяйка, которая работала в этом доме и приняла процесс мытья ребенка за сексуальное домогательство. В итоге она просто "настучала" в тамошнюю полицию нравов, - рассказывает Аружан.
Сегодня процесс иностранного усыновления в Казахстане протекает более спокойно. По данным департамента по защите прав детей города Алматы, только в южной столице за минувший 2008 год иностранные граждане усыновили 104 ребенка, казахстанские граждане - 163.
Между тем общее число детей, оставшихся без попечения родителей, только по официальным данным по стране составляет 48 456 детей.
Об отечественных "производителях"
- Ежегодно в центры временной адаптации и реабилитации несовершенолетних детей попадает около 10 тысяч беспризорных, в их числе и официальные "отказники" и подкидыши... - перечисляет Владлена Ермолович, заместитель директора департамента по защите прав детей города Алматы. - Ведь для того, чтобы отказаться от своего ребенка, у нас достаточно просто написать заявление.
Подписание такого "отказа" в некотором роде можно даже считать "лучшим выходом из ситуации". Потому что, по словам чиновника, "детей в лучшем случае отдают на содержание государству, в худшем - эксплуатируют любовь ребенка, вынуждая его попрошайничать, воровать, заниматься проституцией, мошенничеством, работать в рабских условиях".
По данным Министерства внутренних дел в стране к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершенолетних детей привлечено более 15 тысяч родителей и около 4 тысяч родителей в судебном порядке лишены родительских прав. На сегодняшний день зарегистрировано более 13 тысяч неблагополучных семей, причем только по городу Алматы - 1008.
"Сегодня модно рассуждать на тему кризиса, говорить о понижении тенге и т.п. Тема социального сиротства не является модной темой, но остается постоянно существующей проблемой общества. В отношении сирот это проблема такая большая, что говорить о ней можно и нужно очень долго. К сожалению, сегодня уповать на патриотизм людей мы не можем", - говорит Аружан Саин. По словам руководителя "Добровольного общества милосердия", из общего числа детей в детском доме лишь небольшая часть детей имеет статус на усыновление. Оставшаяся большая же часть детей будет воспитываться в детском доме, их нельзя будет усыновить, "потому что в законодательстве Казахстана существуют определенные нормы, которые не дают возможности такому ребенку воспитываться в нормальной семье".
"Рассмотрим случай, когда родители подкинули своего ребенка больнице или, скажем, детскому дому, - предлагает Аружан. - Это означает, что, во-первых, они самостоятельно и добровольно отказались от своих родительских прав. Во-вторых, они подвергли смертельной опасности жизнь живого человека. Но для того, чтобы у этого ребенка была возможность вновь обрести семью, получив статус на усыновление, необходимо найти этих родителей и заставить их подписать отказ на ребенка, лишить родительских прав. И все это время ребенок, которого очень хотят взять на воспитание другие люди, вынужден жить в доме ребенка. Но если нет такого официального отказа? Что тогда? Неужели так сложно написать: "Я, такая-то такая-то, такого-то года рождения ОТКАЗЫВАЮСЬ от своего ребенка"?! И все, в таком случае этот ребенок в течение ближайшего времени попадет в статус усыновляемых и будьте уверены, его усыновят"!
По словам эксперта, подавляющая часть казахстанских усыновителей хотят усыновлять новорожденнных детей. Потому что в такой ситуации им проще будет от всех скрыть, что ребенок чужой, а это, в свою очередь, оградит уже их ребенка от жалостливых взглядов соседей или резких и необдуманных слов других детей и людей.
"Когда нет отказа, потенциальные родители ждут 6 месяцев. Согласно законам, это время отведено для того, чтобы сбежавшая мамочка одумалась и забрала своего ребенка.
Но тогда интересно другое. В случае, когда мама ворует кошелек или булку хлеба, чтобы прокормить своего ребенка, возбуждается уголовное дело. Зато, когда ребенок подвергается смертельной опасности замерзнуть или попасть в руки нехороших людей, из-за того, что мама решила его подкинуть под забор какого-то учреждения, это не считается преступлением! Человек должен отвечать за свои поступки. Не нужно назначать уголовного преследования таким людям, но и не нужно причинять по этой причине детям боль, которые ждут своих приемных родителей год, а то и два", - резюмирует Аружан Саин.
Марианна Гурина, председатель Алматинского и член республиканского родительских советов, считает, что помимо этих проблем, нужно решить вопрос закрытости таких учреждений как детский дом или дом ребенка. "Если бы двери детских домов в Казахстане всегда были открыты, то сиротства у нас бы не было, - уверяет она. - Потому что если бы у каждого из нас была возможность увидеть тех детей, которые, при твоем появлении оказывают тебе кредит доверия словами "мама" и "папа", то многие бы решились стать не просто приемным, а просто, его родителем".
Пока же в Казахстане ребенка до усыновления почти никто увидеть не может. Сначала нужно решиться на этот шаг, собрать пакет документов и только потом можно идти в одно из назначенных учреждений. А там - как повезет…
Рисунок с сайта http://deti.fm