Они уверены, что причина неуспехов бизнесменов "малого дела" не в кризисе, а в недостаточном уровне знаний рынка и маркетинга, а также в отсутствии креатива.
"Тот финансовый кризис, о котором все так громко говорят, в большей степени коснулся среднего и крупного бизнеса. Малый бизнес этот кризис больше напугал, чем повредил ему, - рассказывает Алина Хакало, директор региональной программы развития проекта USAID по развитию малого бизнеса в Казахстане, - они повторяют "кризис, кризис", но при этом сваливают многие проблемы, существовавшие у них еще до финансового обвала, на тот самый кризис. "У нас упали продажи, это все от кризиса", - говорят они. При этом бизнесмены не понимают, что спад уровня продаж произошел из-за элементарного невнимания и даже грубости со стороны обслуживающего персонала по отношению к настоящим и потенциальным покупателям".
По оценкам независимых экспертов, оценить общий уровень развития малого бизнеса (МБ) в Казахстане на сегодняшний день крайне сложно. Действует принцип - сколько регионов и областей, столько же совершенно разных уровней развития МБ. Но даже на этом фоне специалистам очевидна тенденция к повышению компетенции среди управленцев малого бизнеса, равно как и к созданию и укреплению партнерских отношений друг с другом. "Разумеется, существуют районы, где этот процесс происходит в более медленном темпе. Среди них - Кызылординская, Жамбыльская области, - поясняет Алина Хакало. - На западе идет сильная тенденция по реализации работы совместно с иностранными компаниями. За те 6 лет, которые работаю с представителями МБ, я отследила четкую тенденцию преображения управленцев "малого дела". Может быть, это связано с тем, что в сферу пришло новое поколение бизнесменов или с тем, что сами люди с новым временем стали меняться, но результат ощутим".
Между тем международные исследования, среди которых Глобальный индекс конкурентноспоосбности Всемирного экономического форума, продолжают показывать, что предпринимателям и руководителям бизнес-среды Казахстана требуется больше знаний и навыков для создания конкурентноспособной, диверсифицированной, динамично развивающейся рыночной экономики. А она, как известно, по-прежнему основывается на малом бизнесе. По словам же экспертов, малый бизнес, существующий вне Алматы и Астаны, в основном держится на интуиции и голом энтузиазме бизнесменов.
"Несмотря на значительный прорыв в вопросе экономических знаний руководителей малого бизнеса, трудностью можно назвать нехватку элементарных знаний и навыков в управлении собственным делом, - уверяет Алина. - Решения принимаются интуитивно, без учета финансовых показателей, субъективно, без учета требований рынка".
По словам эксперта, в регионах по-прежнему остаются неохваченными очень многие ниши, активно использующиеся в мегаполисах, среди которых ресторанный, развлекательный, обслуживающий бизнес. "Отсюда можно сделать вывод, что практически всем управленцам малого бизнеса в регионах не хвататет креативности. Это можно объяснить сильной загруженностью людей, даже не пытающихся искать новых продуктов, новых путей развития, идущих протоптанной дорогой. В то время как сам рынок малого бизнеса существенно меняется год от года, растет уровень жизни граждан, что обуславливает рост потребностей. В какой-то момент потребители в регионах заявляют, что они готовы платить большие деньги за более высокий уровень работы и качество получаемых услуг. Но представители малого бизнеса этого им дать не могут", - добавляет она.
Так, по словам Уркыз Илиевой, президента международной экологической ассоциации "Женщины Востока", малый бизнес на селе живет по принципу "продать по себестоимости, чтобы оправдать затраты". Доход такого бизнеса убивают посредники. "Как защитить свой бизнес, как продать продукцию, чтобы от нее был доход - как правильно ответить на такие вопросы знает не каждый сельский бизнесмен, - рассказывает она. - Мы провели мониторинг сельской молодежи в районе 80 километров от города Алматы и пришли к такому выводу, что 14-19% молодежи, трудоспособного населения села, уезжает в город на работу, потому что изнурительная работа на поле не дает им реальных денег. В селе остаются женщины, пожилые и больные люди. О каком бизнесе тут может идти речь? Им бы просто выжить".
О наличии такой проблемы правительство страны знало еще два года назад, когда в 2006 году решило финансово поддержать идею Агентства США по международному развитию USAID. Суть ее заключалась в следующем: повысить знания и навыки предпринимателей Казахстана и руководителей малого бизнеса посредством создания "поставщиков бизнес-услуг". Последние должны проводить тренинги и предоставлять консультации, разработанные и опробованные МБ в развивающихся странах.
"Эта модель является международным продуктом 2003 года "выпуска". Она была апробирована на 1600 компаниях стран Средней Азии. По использованию этой и других моделей, эдакого симбиоза международного опыта, адаптированного к реалиям Казахстана, мы уже обучили свыше 2000 менеджеров", - пояснила Алина. Как оказалось, программа работает по принципу сетевого маркетинга, а эффективность тренингов определяется количеством обученных людей участниками тренингов. Так, проведенный 1,5 года назад тренинг в Караганде в целом дал показатель в 1200 обученных навыкам ведению бизнеса человек.
"Ни для кого не секрет, что из-за кризиса под сокращение попало довольно много людей. В связи с этим, и благодаря тому, что в нашей организации есть психологи, мы решили запустить в Алматы новый проект по оказанию психологической помощи всем уволенным людям. Причем это будет проводиться как в организациях, чьи сотрудники - потенциально уволенные работники, так и персонально с людьми, которые уже сегодня вынуждены искать работу. Полученные же знания на тренинге ценны тем, что их можно будет передать таким людям, и которые, вполне возможно, смогут открыть и потом успешно вести свой бизнес", - считает Ольга Каверина, исполнительный директор Центра развития личности "Содействие плюс", одна из участниц тренинга "Финансы для нефинасистов", на прошлой неделе впервые проведеного в Алматы. До этого все два года реализации проекта тренинги проходили в регионах республики.
По словам Айжан Бейсеевой, бизнес-консультанта проекта USAID по развитию малого бизнеса в Казахстане, в этом году особое внимание будет уделено развитию и образованию представителей МБ Кызылординской и Жамбылской областей.
Коллаж с сайта http://aif.ru