При этом руководство МВД не скрывает: полиции удается выловить чуть больше половины преступников, а процент раскрываемости составляет всего 54,2. По мнению сотрудников полиции в отставке (они уже заработали пенсию, начальства не боятся и поэтому смело говорят правду), чтобы получить истинную картину, необходимо умножить цифры краж как минимум на пять! Потому что в полицию о краже сообщают далеко не все потерпевшие, так как они не верят, что полиция найдет воров. А тех, кто все-таки на это решается, сотрудники правоохранительных органов всеми силами пытаются отговорить от написания заявления.
Их старания вполне понятны. Преступление-то не очевидное, а значит, раскрывать его будет очень непросто. Зачем же портить и без того неутешительные показатели?
Бывает, граждане и сами забирают заявления. Когда понимают, что факт обнародования похищенного имущества будет… стоить карьеры, так как может возникнуть вопрос, откуда у скромного госслужащего такие деньги и драгоценности? Уж лучше попрощаться с украденным.
Говорят, в МВД сейчас изучают опыт западных стран, в которых полиция… не борется с кражами! Там у граждан есть привычка страховать свое имущество. И когда воры похищают его, то вызывают не полицию, а страхового агента.
А сотрудники полиции занимаются раскрытием тяжких преступлений: убийств, разбойных нападений и изнасилований.
Возможна ли в Казахстане такая модель – покажет время.
Украл – и на почту!
Самым лакомым кусочком в стране с точки зрения воров является Алматы. Астана, конечно, тоже интересует преступников, но меньше. Так, за прошлый год в столице Казахстана было совершено всего 1399 краж, из которых 347 – квартирные. За тот же период полиция Алматы зарегистрировала 6412 краж, а квартиры алматинцев воры посещали 1689 раз!
Несопоставим, кстати, и профессионализм криминальных специалистов.
Если в Астане относительную безопасность квартиры обеспечивает старый английский замок, то алматинские воры в считанные минуты расправляются даже с навороченными современными сейфовыми замками стоимостью до тысячи долларов.
Особым мастерством отличаются гастролеры, приезжающие в южную столицу на заработки.
– Если раньше в Алматы съезжались воры со всего Казахстана, то теперь к ним добавились специалисты из бывших советских республик, – говорит заместитель начальника отдела по борьбе с кражами чужого имущества управления криминальной полиции ДВД Алматы подполковник Нияз Бегали. – В Алматы промышляют карманники и квартирные воры из Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областей республики, а также из Узбекистана, Кыргызстана и России.
Особым профессионализмом – если, конечно, это слово применимо к квартирным воришкам! – отличаются гости из Грузии. Они считаются лучшими специалистами по кражам.
В конце прошлого года оперативники управления криминальной полиции обезвредили в Алматы целое воровское землячество из 17 жителей грузинского города Кутаиси. Двое из них, Хачапури и Бек, носят титулы воров в законе.
Как правило, кражи, совершенные уроженцами Грузии, относятся к особо крупным. Любопытная деталь: похищенные деньги воры пересылали на родину почтовыми переводами. Средний доход каждого из гастролеров составлял не менее 6 тысяч долларов в месяц.
Деньги ищут… с закрытыми глазами
– Все задержанные, являясь домушниками, имели прекрасную подготовку и экипировку для вскрытия дверных замков. Они предпочитали работать в Медеуском, Бостандыкском и Алмалинском районах города, – рассказывает Нияз Бегали. – Приехав в Алматы, граждане Грузии снимали квартиры и приступали к работе.
Жертв выбирали по... окнам и люстрам. Совершая вечерний променад, домушники обращали внимание на пластиковые окна и дорогие хрустальные люстры за ними. Вычислить входную дверь богатой квартиры было легко, разобраться с кодовым замком на двери подъезда тоже несложно. Либо дожидались кого-то из жильцов и входили сразу за ним, либо подсматривали комбинацию цифр, которую набирали входящие. Либо просто вычисляли код по стертым клавишам.
“По наводке” они не крали, поскольку не имели знакомых в криминальной среде Алматы. По их собственным словам, шли наудачу. Сначала нажимали дверной звонок и ждали реакции хозяев. Если те оказывались дома, “гости” называли первую пришедшую им на ум фамилию и уходили. Если никто не отзывался, принимались за работу. Дверные замки открывали отмычками или подбирали ключи. В особо сложных случаях пользовались специальным приспособлением. На вскрытие дверей у них уходило не больше пяти минут.
По свидетельству одного из задержанных, они не сразу входили в комнаты, а замирали на пороге, закрывали глаза и прислушивались к своим ощущениям, как экстрасенсы. Преступники говорят, что они чувствовали, где хозяева прячут свои деньги и драгоценности.
Может быть, правда, а может, и нет. Граждане, пряча ценности в квартире, особой изобретательностью не отличаются. Обычно деньги воры находили в комодах под стопками постельного белья, в карманах одежды, висящей в платяных шкафах, в холодильниках, духовках, под газовыми плитами, за кухонными навесными шкафами, в сиденьях стульев, кресел и диванах. Самый крупный куш домушники взяли в одном из домов микрорайона “Самал-2”. Пакет с 300 тысячами долларов США они нашли внутри пианино.
Кстати, ничего, кроме денег и золотых ювелирных украшений, воры не брали.
Сейчас иностранные гастролеры сильно потеснили местных коллег – алматинцев и приезжих из других регионов страны.
Но если профессионалы предпочитают богатые квартиры, то местные не брезгуют и мелочевкой. От них, кстати, больше всего страдают пенсионеры, в квартирах которых нет металлических дверей и надежных замков, но зато отложено хоть несколько тысяч тенге на собственные похороны.
Воровская специализация
Воры подразделяются на карманников, домушников, медвежатников, отвлекальщиков-барсеточников, скотокрадов и глобалистов – эти тащат все, что под руку попадет.
Отвлекальщики специализируются на кражах из машин.
Трудятся группами по 2–3 человека, пока одни отвлекают внимание водителя, другой вытаскивает из салона кейсы или сумки. Говорят, авторами метода тоже были грузинские воры, они и обучили этому своих алматинских коллег.
Медвежатники – асы по вскрытию сложных сейфов, в Казахстане таких почти не осталось.
Домушники включают в себя “слесарей” – профессионалов по отпиранию замков всех систем, и “зубил” – специалистов по грубому вскрытию запорных устройств.
Карманники подразделяются на “верхушечников”, которые воруют только то, что лежит на поверхности, “хирургов”, “выбивальщиков”, “писарей” и “маэстро”. “Хирурги” для того, чтобы залезть в чужой карман, используют специальные спицы, крючки и тому подобный инвентарь.
“Выбивальщики”, ловко ударяя по карманам или сумкам, вытряхивают оттуда портмоне или пачки банкнот.
“Писари” взрезают одежду и портфели кусочками безопасных лезвий. Лезвия типа “жиллетт” они предварительно ломают на 4 части, придают кусочкам трапециевидную форму и кладут себе за щеку. Смоченный слюной кусочек бритвы режет быстро и бесшумно.
“Маэстро” полагаются только на свои ловкие ручки, они у них чрезвычайно чувствительные, гибкие и нежные.
В криминальном мире наиболее высоко ценятся профессии карманника и медвежатника.
На обучение этим специальностям уходят годы – от 5 до 10 лет. При этом воры совершают преступления, не связанные с насилием. Может, поэтому высшим криминальным титулом является именно вор в законе, но никак не грабитель или убийца.
Олег ГУБАЙДУЛИН, Иван БЕСЕДИН (фото)