Накануне в Алматы состоялся феминистский митинг, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие прошло в сквере у памятника Махатме Ганди и на нем, по данным СМИ, присутствовало не менее полутысячи человек, передает Caravan.kz.
Участники митинга подняли вопросы сексуализированного насилия и телесной автономии женщин в Казахстане. А днем ранее в Центре по изучению института семьи Казахстанского института общественного развития сообщили, что, согласно результатам опроса, почти четверть казахстанцев оценивает насильственное похищение женщин для замужества нейтрально либо положительно.
Исследование «Гендерная политика в современном казахстанском обществе» было проведено Казахстанским институтом общественного развития – в нем приняли участие казахстанцы из разных регионов страны.
«Почти четверть респондентов – это 23,6 % – нейтрально либо положительно оценивают явление насильственного похищения женщин. Только половина опрошенных казахстанцев – 54 % – считает, что, если девушку уже похитили без ее согласия, то она должна уйти и заявить в правоохранительные органы. 11,7 % респондентов полагают, что она должна остаться и выйти замуж за похитителя. 18,4 % казахстанцев считают, что она должна уйти и не сообщать в правоохранительные органы», – сообщила руководитель Центра исследований института семьи Ольга Николаева.
Также она сообщила, что в казахстанском обществе существует проблема харассмента – это нарушение личных границ, которое может проявляться в домогательствах, приставаниях, нежелательном навязчивом внимании к человеку, сексуальных намеках, прикосновениях и так далее.
«Почти 5 % граждан сталкивались с данной проблемой сексуальных домогательств. Следует отметить, что женщины сталкивались с этим в 10 раз чаще мужчин. На законодательном уровне отсутствуют четкие инструменты противодействия данной проблеме», - заявила спикер.
Давайте взглянем, что думают казахстанские пользователи соцсетей и мессенджеров о результатах этого опроса:
Казахстан – демократическое, светское и правовое государство, в котором жизнь, права и свободы человека являются высшими принципами, согласно Конституции страны. Дискриминация по половому признаку запрещена, и каждому гражданину гарантирована личная свобода. Эти принципы прямо изложены и написаны черным по белому в основном законе страны.
Однако, несмотря на кажущуюся современность нашего общества, похищение невест все еще происходит средь бела дня. Эта извращенная форма древнего обычая поразительно жестока и цинична. С девушкой обращаются как с объектом, не имеющим права голоса, и она становится товаром, которым торгуют семьи будущих жениха и невесты.
Можно вспомнить один из относительно недавних примеров. В конце апреля прошлого года в одном из микрорайонов Алматы на виду у всех и средь бела дня двое парней силой запихнули в свою машину активно сопротивлявшуюся девушку и увезли ее в неизвестном направлении. На другом видео, появившемся в соцсетях уже в мае, также запечатлён момент похищения девушки, тоже произошло в Алматы. В обоих случаях свидетели преступления не пытались помешать похитителям, а лишь снимали происходящее на камеры смартфонов.
И таких кадров, где девушек похищают прямо с улиц против их воли, в Сети полным-полно. Женщины и девушки, побывавшие в плену, не хотят рассказывать о пережитом на камеру, а воспоминания об этом, конечно же, до сих пор причиняют им боль.
«Похищение невест является серьезной проблемой в нашей стране, и этот порок может повлечь серьезные психологические и физические последствия для пострадавших женщин, включая травмы, депрессию и физическое насилие, - обозначила психолог Замира Сафиуллина. - Признаться, меня несколько удивили и даже покоробили результаты опроса. Отчасти они говорят о том, что проблема похищения девушек является насущной и требует своего более точечного разрешения во всех плоскостях – законодательной, культурной, психологической и др.
Похищение невесты превращает женщин в объекты, игнорируя их мнения, делая из них жертв. Пережитый опыт похищения вызывает немедленный стресс, что приводит и к другим долгосрочным психологическим проблемам, таким как неуверенность и низкая самооценка. Принудительный брак приводит к системному и структурному насилию, которое со временем может нанести ущерб здоровью. "Нужна третья жена': к чему привели халяльные сайты знакомств
Общество также играет значительную роль в этом преступлении против личности. Существует крайне ошибочное мнение, что, мол, похищенная и похититель в конце концов влюбятся друг в друга. Это приводит к давлению на жертву со всех сторон. Предательство собственной семьи жертвы и влияние общества еще больше усиливают давление на похищенную. В наиболее патриархальных регионах девушка подвергается подавляющему еще большему общественному давлению, так что ответственность за условно произошедшую трагедию лежит и на этом сообществе в том числе.
Решение проблемы, по моему мнению, требует комплексного подхода, учитывающего как культурные, так и психологические факторы, способствующие этой практике. Психологически важно работать как с преступниками, так и с жертвами «кражи невест». Жертвам может быть полезна психологическая поддержка для преодоления травм и других негативных психологических последствий пережитого опыта. На более широком уровне образовательные и информационные кампании могут помочь бросить вызов традиционным взглядам и убеждениям о гендерных ролях и браке. Правовые реформы и усилия правоохранительных органов также могут сыграть важную роль в предотвращении «кражи невест» и борьбе с этим жестоким и порочным явлением».
Наверняка многие скажут, что практика похищения невест берет свои корни с традиционных взглядов и обычаев Казахстана, что в некоторых общинах похищение женщины и принуждение ее к браку рассматривалось мужчиной как способ доказать свою мужественность и продемонстрировать свою способность обеспечивать свою семью. Да, традиция «Қыз алып қашу» существует с незапамятных времен. Но эксперт и писатель Канат Тасибеков в свою очередь заметил, что истинная суть традиции подразумевает не похищение, как это бывает сегодня, а побег влюблённых. Причины могли быть разные: например, несогласие родителей на брак или материальные вопросы.
«Похищение девушки – такого обычая в казахской культуре не существует. Надо смотреть на этимологию слов. Само наименование обычая «қыз алып қашу» означает «вместе с ней убежать». Против воли никто не крадёт. Это не кража в банальном смысле, это побег девушки со своим женихом, наречённым, которого она любит», - объяснил Тасибеков.
Древний обычай во многих случаях сегодня превратился в банальное преступление против личности. Некоторые молодые люди понимают эту традицию в буквальном смысле и похищают девушек против их воли вместо того, чтобы правильно истолковать суть обычая. В противоправных действиях участвует и старшее поколение.
«Какая-то ажешка ложится поперек порога и говорит: «Мені аттап кетсең қарғыс атады». Да, она может пнуть эту ажешку и переступить 10 раз и ещё поплясать на ней и выйти, потому что это не в обычаях казахов - лишать человека насильственно свободы», - эмоционально прокомментировал дикие нравы Канат Тасибеков.