Красота спасет мир и… больные суставы

Любительницы войлока познакомились на ремесленных ярмарках, а после организовали чат. В феврале под своей крышей их объединил Алматинский центр активного долголетия. Первую субботу каждого месяца здесь проходят “посиделки” – так между собой участницы клуба называют бесплатные мастер-классы и общение по интересам. Здесь рады всем, кто любит этот материал и работу с ним, независимо от возраста и профессии.

– В представлении многих войлок – сапоги для бабушек, юрта. Но все лучшие качества шерсти остаются и в вещах! Можно свалять модную тунику, платье, добавив вискозу, шелк, а можно – толстую шубу и ходить в ней в сорокаградусный мороз, – говорит инструктор трудотерапии центра Елена ОДАРЧЕНКО. – У каждой мастерицы – свой почерк, свои “фишки”, коллекции. В результате у нас получилось яркое шоу.

Кропотливый и физически тяжелый труд

По словам Елены Евгеньевны, как и 3 000 лет назад, валяние войлока остается ручной работой:

– Мы используем те же материалы, инструменты, что наши бабушки, прабабушки. Работаем старинными рубелями, правда, они в современном исполнении. Техники почти не поменялись, они лишь совершенствуются. Казахи всегда ходили в войлоке с ног до головы. Многие мастера целенаправленно покупают отечественную шерсть – шымкентскую, таразскую. Некоторые закупают руно в аулах, потом стирают, вычесывают. Каждый мастер выбирает для себя доступный материал. Но чаще изделие получается "интернациональное": основа – из отечественной шерсти, флис – из Великобритании, шелк – узбекский, вискоза – российская. Стараемся сделать продукцию по доступной цене. Последняя коллекция войлочной одежды, представленная в Париже казахстанскими мастерами, произвела фурор у европейцев. Пальто из этой коллекции стоили тысячи евро! Иностранцы очень любят изделия из войлока с национальным орнаментом. Но сейчас спрос на более спокойный войлок – нежные фактуры, кудри. Многие предпочитают его, потому что это стопроцентно натуральный материал.

– А сколько времени нужно, чтобы свалять, например, пальто?

– Каждый мастер работает со своей скоростью. Раскладка шерсти на пальто занимает 2–3 недели. Но все зависит от сложности работы. Если изделие в цветах, листьях, орнаментах, уходят недели. Это кропотливый и физически тяжелый труд. Но затраты окупаются красивыми вещами в единственном экземпляре.

“Бабушки не должны на лавочках сидеть, они себе век укорачивают”

У пенсионерки Ирины ВАСИЛЕНКО за плечами 15 коллекций одежды из шерстяного трикотажа, изготовленных для показов. Первая коллекция (молодежная одежда с национальным колоритом) отправилась на Зеленый континент в 1979 году – там проходили Дни Казахстана в Австралии. Тогда Ирина Александровна только устроилась на работу в Дом моделей – 40 лет отработала в трикотажном производстве. Изготавливали одежду в ателье люкс для партийной элиты, спортсменов, жен дипломатов, – вспоминает она. – Последний показ был уже в Астане. Потом вышла на пенсию, занялась вязанием. И вдруг открыла для себя войлок. А информации нет. Но получилась интересная вещь. Помощь пришла, откуда не ожидала. Объясню. Наша земля хранит память предков, которая закладывалась веками. Кочевой образ жизни наложил свой отпечаток на культурные традиции.

Как только начала интересоваться национальными орнаментами в одежде, традициями, стали твориться чудеса. Только подумаю: надо бы мне то, другое, третье для работы – оно буквально падает на голову.

Мне очень не хватало общения с мастерами. И здесь войлок пошел навстречу – организовалась группа. Очень помог нашему сообществу акимат, создав такой центр. Хорошо, что мы – взрослые люди – можем общаться в клубе не по поводу пенсий, болезней, а делиться творчеством. Бабушки не должны на лавочках сидеть, они себе век укорачивают. Для меня войлок – деталь, позволяющая в моем трикотажном деле создать законченный образ. Женщина в шляпке – совсем не то, что женщина в платке. Ей даже руку подают, когда она выходит из троллейбуса.

– Если у вас есть старое драповое пальто, не выбрасывайте, приходите, я вам из него конфетку сделаю, – предложила мне мастерица. – В суровые 90-е мы привыкли из ничего делать нечто!

– Я много читала и на себе испытывала полезные свойства шерсти. А вы что заметили?

– Войлок спас меня от тяжелого состояния. Никакие лекарства не помогали. Неделю спала, положив шерстяной шарф на область печени. Все прошло. Овечью шерсть можно сочетать с собачьей. Больные суставы, колени, позвоночник, поясницу – любые части тела лечит такая повязка. Есть еще нюанс. У казахов были приняты родовые знаки – тамга, определенный геометрический орнамент. Я уговариваю своих клиентов узнать свой род и на область печени, сердца сделать этот знак, чтобы род охранял. И это работает!

Шелк получается живой, цвет невозможно описать

Мастерица Татьяна ГУСЕВА поделилась проверенным рецептом от головной боли: надеть войлочную шапку, можно даже спать в ней. Биолог по образованию, она работает в новой технике “медиум принт” (окраска шелка живыми листьями):

– Раньше делала сувениры из войлока, национальные куклы – мама научила шить, вязать, вышивать, а потом случайно попала в проект поддержки ремесленников Казахстана. Работала вместе с художницей Айжан Беккуловой. Много ездили по стране, проводили тренинги по разным видам ремесел. Тогда и познакомилась с валянием. Для меня это больше хобби. Увлеклась натуральным крашением – растениями. Использую шелуху лука, кожуру граната, грецкий орех, заказываю для окраски кошениль. Шелк получается живой, иногда цвет невозможно описать.

– Тем, чем вы красите шелк, войлок, можно красить яйца на Пасху?

– В принципе да, техники похожи. “Медиум принт” увидела в Интернете. Приобрела мастер-класс у коллег из Германии. Упростила. Также шарф можно сделать из шерсти с шелком – нуновойлок, после покрасить в технике “медиум принт”.

– И сколько нужно времени?

– За день могу сделать три шарфа. Но заранее нужно подготовить шелк, заготовить гербарий. Его просушка занимает много времени. Чтобы листья не заплесневели, каждые два-три дня перекладываю их в сухие газеты. Пригодилась биология. Как-то друзья привезли гербарий из Австралии. Получились просто волшебные отпечатки папоротника!

Работа с шерстью – своего рода медитация

Модельер-конструктор и педагог Наталья ЛЕМЕШКО рассказала, что пару лет назад, под Новый год, попала на мастер-класс по изготовлению брошей к Татьяне Гусевой. И заболела этим делом.

– В основном использую мокрое валяние, когда шерсть, вода, мыло и руки, – делится мастерица. – Шерсть мну, жамкаю, словно капусту, подкидываю, замешиваю, будто тесто. Иногда пою, танцую. Когда отрываешь кусочек за кусочком, раскладываешь, это своего рода медитация. Не замечаю время. Могу работать с утра до поздней ночи. Предпочитаю тонкие, изящные вещи – платья, жилеты, жакеты, свиншоты, блузки, юбки, палантины. Мои вещи уезжали в Россию, а броши в технике сухого валяния отправились в Канаду. Сама тоже ношу войлок.

– А как он себя ведет в дождь, снег?

– Непогода не страшна, если не находиться под проливным дождем целый день. Хорошо свалянный войлок отталкивает воду.

– Многие боятся, что за такими вещами какой-то суперуход нужен…

– Деликатные вещи требуют деликатного ухода: ручную стирку в теплой воде без агрессивных воздействий, с использованием средства для шерсти или шампуня. Замачиваю и полощу. Все. Зато в такой вещи женщина всегда неповторима и привлекает к себе внимание!

АЛМАТЫ