Красота с изуродованным лицом

– Я теперь могу работать косметологом, делать чистку, шлифовку, массаж лица, омолаживающие и другие процедуры, – знакомая сияла от радости, потрясая сертификатом об окончании трехнедельных курсов в неком ТОО.

Интересуюсь: не боится ли пиар-менеджер по образованию, в жизни не державшая в руках медицинского справочника и шприца, посягать на святое святых – лицо женщин?

– За три недели нам прочитали лекции, мы тренировались друг на друге, да все так устраиваются в салоны красоты, – парировала новоиспеченный косметолог. – Очень удобно – ни лицензии не надо, ни медицинского образования.

Сегодня казахстанский Интернет пестрит объявлениями о курсах массажистов, косметологов, мастеров по татуажу, наращиванию ресниц, маникюра и педикюра. Месяц-два учебы – и ты “дипломированный” специалист. Сертификаты об окончании курсов в рамочках перекочевывают на стены салонов красоты – их показывают не особо разборчивым клиентам. Многие такие “мастера” работают с выездом на дом. Но все ли услуги вправе предоставлять такой универсальный специалист? Как правило, нет!

Рынок услуг, связанных с индустрией красоты и здоровья, растет словно на дрожжах. Вбиваем в поисковик любую процедуру, даже самую сложную, – и база выдает десятки телефонов частных умельцев. Одни оказывают услуги на дому, другие выезжают на дом к клиенту, третьи снимают помещение. Редко кто из них выдает фискальный чек или другой документ, подтверждающий факт предоставления услуги. В случае нанесения вреда здоровью клиента такая беспечность с его стороны чревата обиванием порогов судов, юридических контор в надежде возместить ущерб.

– Часто поступают жалобы на услуги косметологов, – говорит директор общества защиты прав потребителей “Адал” Артык ЖУМАГУЛОВА. – Спрашиваю: есть ли чеки, свидетели? Нет! Бывает, салоны дают написанную от руки бумажку без печати. Разве это документ? Все это порождает безнаказанность. В прошлом году был мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса, никто ничего не проверял. В результате салоны красоты, парикмахерские открывались где попало – на остановках, рынках. А они предлагают серьезные услуги – татуаж, пирсинг. Их и сейчас толком никто не проверяет!

Между тем на бумаге закон вроде как стоит на страже здоровья клиента. Смотрим статью 322 “Незаконная медицинская и фармацевтическая деятельность и незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов…” Уголовного кодекса РК. Если лицо не имеет сертификата и (или) лицензии на право занятия медицинской или фармацевтической деятельностью и его действия повлекли причинение средней тяжести вреда здоровью человека, предполагается штраф до 300 месячных расчетных показателей (1 МРП – 1 982 тенге). Либо исправительные или общественные работы до 240 часов. Возможен также арест до 75 суток. Если здоровью нанесен тяжкий вред – штраф до 3 000 месячных расчетных показателей либо исправительные работы, либо лишение или ограничение свободы до трех лет. В случае смерти клиента – наказание в виде лишения или ограничения свободы до пяти лет.Статья 424 Кодекса РК об административных правонарушениях “Незаконная медицинская и (или) фармацевтическая деятельность” предупреждает: занятие данной деятельностью без сертификата и (или) лицензии чревато штрафом в 5 МРП – для физических лиц, 15 – для должностных лиц, от 20 до 70 МРП – для субъектов предпринимательства”.

Вроде закон суров. Но что в реальности? Посещение косметолога с риском для здоровья пациента – таких примеров предостаточно, даже в престижных салонах!

Несколько месяцев назад я купила скидочный талон на специальном сайте на процедуру мезотерапии (омоложение лица) в одном из алматинских салонов красоты, – говорит алматинка Оксана. – Я раньше делала такую процедуру, поэтому полностью доверилась косметологу. Пробу она не стала делать и после очистки лица сразу приступила к инъекциям. Первое время лицо было отекшим, это нормально. На второй день покрылось волдырями. Еще сутки спустя лицо представляло собой сплошной волдырь, вместо глаз – узкие щелки. Косметолог развела руками: мол, ничем помочь не могу, идите к дерматологу. В кожвендиспансере мне поставили диагноз: осложненный дерматит на фоне аллергической реакции. На лечение ушло больше 35 тысяч тенге. Я оплатила пять процедур. Но менеджеры сайта вернули деньги за четыре. Сказали: вам же процедуру сделали! Я написала жалобу в департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности. Ни звонка, ни ответа!

Другая знакомая сделала блефаропластику (подтяжка век) у приезжего доктора из Китая. Операция прошла успешно, и заработало “сарафанное радио”: к гостье из Поднебесной выстроилась очередь, ведь цены на ее услуги ниже, чем в клиниках. Все бы ничего, да только операции китаянка проводила в съемной комнатушке в общежитии, где, кроме раковины для мытья рук, ничего больше не было. И людям не приходило в голову: а куда обращаться в случае послеоперационных осложнений?

Сейчас рынок предлагает самые разные медицинские и косметологические услуги, предоставляемые гостями из других стран. К примеру, китайские врачи могут поставить дешевые по сравнению с европейскими, но, как уверяют, не менее качественные протезы для увеличения груди. Заманчивые объявления обещают вживить в лицо золотые нити, срезать лишний жир, провести сеансы иглоукалывания, обеспечить “чудесными” таблетками для похудения. Но иностранцы могут быть допущены к клинической практике на территории нашей страны только при наличии сертификата. Причем таблетки, чаи и прочая реализуемая продукция должны иметь сертификаты качества, выданные не в какой-то другой стране, а именно в Казахстане.

– Поход в салон красоты на педикюр к знакомому мастеру обернулся для меня длительным лечением, – рассказывает свою историю алматинка Надежда КИМ.Во время педикюра мне порезали палец. Обработали спиртом, но, видимо, с инструментом занесли инфекцию. Два раза хирурги вскрывали нарыв, удалили ноготь. На лечение ушло больше 300 долларов. Но я не стала предъявлять претензии мастеру, потому что она хорошая знакомая.

Депутат Мажилиса, президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана РОМАНОВСКАЯ говорит, что регулярно сталкивается с жертвами салонов красоты, клиник пластической хирургии, парикмахерских и частных мастеров:

Заразить могут гепатитом В, С, ВИЧ-инфекцией, сифилисом, грибковыми заболеваниями, да чем угодно! Сейчас в салонах красоты делают разного рода инъекции, операции, вживляют золотые нити. В Национальную лигу потом приходят женщины с перекошенными лицами. Нередко людям требуются повторные операции. За 2014 год у нас было около 200 жалоб на качество медицинских, косметологических услуг. За каждой из них – человеческая судьба. Делать инъекции и любые операции могут только люди с высшим медицинским образованием, их квалификация должна быть подтверждена. Показательная история произошла в Павлодаре, наделавшая много шума. Полтора года пострадавшая, которой сделали татуаж век, судилась, чтобы доказать вину мастера. Женщина перенесла две операции, но восстановить зрение ей так и не удалось!

 – Индустрия красоты в какой-то степени может быть причиной заражения гепатитами В,  особенно С, – высказал мнение президент общественного фонда “AGEP’C” (АНТИГЕПАТИТ С) Сергей БИРЮКОВ. – Салоны красоты и парикмахерские нередко открываются там, где нет условий для обработки инструментов. Если мастер приезжает на дом, также трудно проследить, как обрабатывались инструменты. Дезинфекция инструментов спиртом, что часто делают на глазах у клиента, не убивает эти вирусы!

В общем, прежде чем переступить порог салона красоты или кабинет частного мастера, стоит как следует взвесить все “за” и “против”. Так, Валентине О. из Астаны в салоне красоты занесли грибковую инфекцию во время маникюра. А Карлыгаш С. теперь без слез не может смотреть на себя в зеркало – ей до безобразия перекачали губы. А “чудесное средство от облысения” обернулось для одного алматинца ожогом кожи головы. Эти и множество других случаев показывают, что “умельцев” от косметологии мало волнуют последствия. Получится – хорошо. Не получится – взятки гладки. Но ведь там, где красота и здоровье, риск абсолютно неуместен!

 Алматы