Чистота парков, скверов с памятниками Великой Отечественной, уборка братских и заброшенных могил солдат, покраска бордюров, стел, словом, все памятные места надраиваются до пафосного блеска, вычищается каждая соринка…
А вот одну несправедливость в этой генеральной уборке и не замечают.
Недавно в областном историко-краеведческом музее открылась замечательная выставка “Память сильнее времени”, запечатлевшая имена и судьбы североказахстанцев – воинов Великой Отечественной войны. Ее первыми гостями стали ветераны войны и тыла. Седовласые старцы ходили по музейным залам, вглядываясь в экспозицию, и искали… хоть что-нибудь о подвиге людей в североказахстанском тылу. Прямолинейные аксакалы возмущались: “Тыл войну на своих плечах вытащил, почему про него забыли?!”.
Отдельной выставки, хотя бы даже угла в музее площадью больше двух тысяч квадратов, действительно не нашлось. С трудом удалось отыскать пару крохотных стендов с общеизвестной каждому школяру информацией…
К слову, даже примерное число этих героев, отдавших в военное время ВСЁ для фронта, ВСЁ для Победы, оказалось, узнать непросто. Например, в областном совете ветеранов за ответом направили почему-то… в ГЦВП.
* В годы войны Петропавловск принял оборудование 20 заводов и предприятий. На базе эвакуированного оборудования запущены оборонные предприятия. Здесь по 15 часов в сутки работали женщины и дети.
* В 1941–1942 годах на фронт из региона ушло 82 вагона с продуктами питания.
* Только за два первых года войны североказахстанцы собрали 29 миллионов 574 тысячи рублей личных сбережений. На эти деньги были созданы танковая колонна “Североказахстанский колхозник”, самолет “Боевые подруги”.
* Семья Тепляковых из колхоза имени Вильямса Мамлютского района отдала в фонд обороны все свои сбережения, до копейки – 100 тысяч рублей. Председатель колхоза “Жаналык” Ленинского района Темирбаев отдал 130 тысяч рублей – колоссальные средства по тем временам. Потом сами они голодали. Разве это не подвиг?
Из воспоминаний почетного гражданина Петропавловска Рашиды ДАВЛЕТКИЛЬДЕЕВОЙ: “Измотанные войной, усталые люди принимали в свои семьи эвакуированных женщин с детьми, делили с ними все, что у самих было. Через весь город ломами рыли траншею, чтобы тянуть водовод к строящейся ТЭЦ. Полуголодные, полураздетые женщины и дети выполняли свою норму под снегом и дождем. ТЭЦ построили, появился свет, заработали заводы, артели, пошла продукция на фронт”.
Но тех, кто поддерживал фронт в тылу, мне не удалось найти ни в одной из популярных книг об истории края.
Их не считали, похоже. Да и что считать, КАЖДЫЙ житель области военных лет – герой тыла. Вне зависимости от того, попадает ли он в официальный формат соответствующего статуса. От младенца, которого голодная мать кормила едва сладкой водичкой, потому что у нее от голода пропало молоко, до старцев, жертвовавших для фронта свои накопления, – по судьбе каждого прошлась та война.
Но даже те, кто наделен статусом “ветеран тыла”, сегодня не находят достойный уголок памяти в главном хранилище истории края. Их именами не называют улицы. Им не устанавливают обелиски. Разве это справедливо?
Петропавловск