Такой несимпатичный, но родной образ нарисовал, встречаясь давеча с журналистами, начальник Академии МВД Серик Еркенов. Грех мазать черной краской всех наших полицейских - среди них есть и профессионалы, и честные. Просто служба таких действительно не видна ни на первый взгляд, ни на второй.
Сидит, скажем, в кабинете какого-нибудь управления некий молодой майор и руководит серьезным отделом: работу наладил отлично, взяток не берет, на сложных операциях за спины сержантов не прячется. Жена его - святая, потому что на те деньги, в которые родина оценила труд позарез нужного человека, может выкрутиться только очень терпеливая и любящая хозяйка. Народ о существовании таких редких экземпляров с нормальным объемом мозга и уровнем интеллекта даже не подозревает, поскольку в жизни обычно сталкивается с совершенно противоположным.
Попытку взглянуть на себя со стороны предприняло управление общественных связей МВД РК, проведя специальное социологическое исследование среди жителей Астаны. Цель - изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел: как граждане к ним относятся в общем и в частности, много ли недостатков, какие качества, на их взгляд, наиболее характерны для современного отечественного полицейского. Граждане решили крыть правду и, хотя такого вопроса в анкете и близко не стояло, 51,9 респондента поставили на первое по значимости место проблему мизерных доходов и заоблачных цен. Но, если разобраться, может, и правильно поставили. Не от этого ли контрастного несоответствия все наши беды? Взять, к примеру, рядового сотрудника дорожной полиции (теоретически, конечно, взять). Официальный оклад жалованья - 5-6 тысяч тенге. Вынужден, бедняжка, то и дело протягивать руку... к бумажникам водителей. Всего на вопросы управленческой анкеты достаточно откровенно ответили 156 человек. 39,1 процента из них считают, что у казахстанских полицейских не уме лишь одно: как бы навариться. 48,1 процента назвали отличительными чертами наших копов хамство и высокомерие при низком культурном уровне. 30,1 - формализм и равнодушное отношение к людям. 42 процента граждан отметили полное отсутствие профессиональных навыков, 17,9 - слабую физическую форму. Последнее, впрочем, не мешает применять "особые" методы при дознании. Не так давно срок в 7 лет получил костанайский участковый, лейтенант полиции В. Подымалкин, который так уделал мирного жителя, что тот от полученных травм скончался. Увы, случаев рукоприкладства, применения недозволенных методов ведения следствия во время судебных разбирательств всплывает предостаточно. 63,5 процента анкетируемых уверены, что необходимо тщательнее отбирать кандидатов на службу в полиции. 53,8 предлагают повысить полицейским зарплату, а 37,2 - требовательность к ним. Интересно, что 40,4 процента - против материалов проблемного и критического характера в СМИ, нечего, мол, журналистам ронять авторитет органов, и так уж упавший ниже некуда. Меж тем, по данным республиканской прокуратуры , в течение первого нынешнего полугодия более 3,5 тысячи сотрудников правоохранительных органов привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение законности, заведено 179 уголовных дел.
.Главным бичом правоохранительной системы почти 66 процентов опрошенных назвали коррупцию. Но автора терзают смутные сомнения: а знаем ли мы, собственно, что это такое или, не особо задумываясь, лепим универсальный ярлык на весь негатив? "Коррупция в капиталистических странах - подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц", - вещает пожелтевший словарь иностранных слов 1961 года. Само собой понятно, что при советском строе и звучать подобного слова не могло. Ну, существовали взятки - малые и немалые, были несчастные взяточники (из первой категории), которых иногда показательно отлавливали и громко судили. Коррупция, организованная преступность, мафия - это все были потусторонние слова, характеристики отвратительно гниющего капитализма. Но теперь, поскольку мы поспешно выпрыгнули из рубища социализма и тужимся влезть в нечто более стильное, то и термины появились цивилизованные. Хотя привычка к взяткам не менялась у нас никогда.
Нынешний закон трактует коррупционные преступления гораздо шире - это не только посредничество при взяточничестве, получение незаконного вознаграждения, но и экономическая контрабанда, злоупотребление полномочиями, бездействия по службе, злоупотребление властью. К примеру, в прошлом году в республике было выявлено 112 преступлений коррупционного характера среди сотрудников правоохранительных органов, 50 из "засветившихся" осуждены, 71 уволен из ОВД. Состояние коррумпированности различных служб регулярно отслеживает департамент внутренней безопасности МВД РК. Анализ статистических данных за 2001 год показал, что более всего стражи порядка склонны к злоупотреблению должностными полномочиями и превышению власти - 58,9 процента всех раскрытых преступлений. Ну, а если человек слишком рьяно использует свое служебное положение, то, скорее всего, делает это небескорыстно. Вымогательство и взяточничество гармонично и тесно вплелись в клубок под названием: "хочешь жить - умей!" В этом плане фору всем своим коллегам дают сотрудники дорожной полиции и следователи. "Произошла достаточно резкая криминализация сотрудников полиции, при этом основным видом преступлений являются наиболее опасные - коррупционные",- констатировал и начальник Академии МВД. И главная причина такого состояния органов, по его мнению, кроется в отсутствии воспитательной работы с кадрами. Что и говорить, проблема серьезная. В 1991-92 годах произошел заметный отток опытных сотрудников из системы внутренних дел республики. На смену пришли те, кого романтика профессии не волновала, а больше притягивала возможность устроиться в городе, получать гарантированную, пусть и небольшую, зарплату. Дальнейший процесс охарактеризован нынешним министром внутренних дел Каирбеком Сулейменовым: " Это конвейер - приходят новые и тоже берут взятки. Но все зависит от того, как налажен контроль за нашими сотрудниками и что им вбивают в головы с первых дней". Судя по всему, вбивают далеко не моральный кодекс бедных, но гордых защитников мирных граждан. Да и наглядный пример - великая сила. Если новичок, еще не определившийся в своих принципах, видит, что его начальник при весьма скромной зарплате живет роскошно, он вряд ли станет сопротивляться общей тенденции, а постарается как можно скорее внедриться в ряды посвященных. По непроверенным, но упорным слухам, в южных областях республики даже существует шкала расценок для устройства на службу в полицию. Прямо-таки конкурс в несколько человек на одно место - это при символическом-то жалованье! Не мечта о борьбе с преступностью влечет кандидатов, не желание реализовать себя как личность, а возможность "крышевать". Все равно кого, хоть сутенеров, лишь бы получать свою долю. Вот, кстати, новый сладостный термин нашего времени, появившийся не без участия полиции - "крышевание". Раньше это называлось просто рэкетом, да и сейчас в негритянских кварталах, наверное, зовется так же.
"В развитых странах полицейские даже роды на улицах принимают. А у нас что творится?" - сказал как-то президент РК на совещании Координационного совета правоохранительных органов республики. Нельзя сказать, что после этого все наши копы кинулись на курсы акушеров, они вообще не очень-то любят учиться чему-то новому. Может, когда мы тоже станем развитой страной, роженицы в экстренных случаях будут смело доверяться человеку с погонами и дубинкой. Пока же его образ, увы, вызывает в основном негативную реакцию у граждан независимо от их положения. Полицейских нам не с Луны поставляют, они вырастают в нашей же питательной среде: мало читающей, много пьющей, циничной и денежно контрастной. Самые предрасположенные выпускники учебных центров или просто парни из аулов и вписываются в тот конвейер, о котором так буднично говорил министр. И укрепляют конвейерное дело. И никакой воспитательной работой, как мечтается начальнику полицейской академии, здесь уже не помочь - она опоздала на несколько десятков лет.