Габдуллатиф Мурзакулов – функционер-чиновник с очень большим стажем. Работал на многих руководящих должностях в Казахстане, в том числе – первым заместителем Талгарского горисполкома, первым вице-президентом госкомпании “Казавтосельмаш”, вице-президентом телекоммуникационной корпорации “Сарыарка”, вице-президентом АО “Индустриальный парк”, вице-президентом “Республиканского центра космической связи”. C 27 ноября 2008 года – президент Национальной компании “”Қазақстан Ғарыш Сапары”, являющейся подразделением “Казкосмоса”.
К слову, на сайте компании мы нашли информацию о ее полугодовом отчете, в котором, в частности, идет речь о нареканиях со стороны г-на Мурзакулова по поводу некачественного планирования тендеров, слабом взаимодействии между заинтересованными структурами по качественной подготовке тендерной документации. Как говорится, за что боролся, на то и напоролся…
Другая новость от финансовой полиции – заморожены счета бывшего мэра Алматы Виктора ХРАПУНОВА и экс-акима Атырауской области Бергея РЫСКАЛИЕВА. Оба, по данным финполиции, скрывают в Швейцарии похищенные денежные средства.
“Компетентными органами Швейцарии арестованы активы семьи Храпуновых до установления законности их происхождения, изъяты банковские, финансовые и другие документы”, – сообщает финпол.
Говорится также, что федеральная прокуратура Швейцарии проводит расследование в отношении братьев Бергея и Аманжана Рыскалиевых по подозрению в отмывании денежных средств. Установлено 3 счета в банках Швейцарии, принадлежащих Рыскалиевым и их близким родственникам, на сумму свыше 100 миллионов евро.
Между тем финансовые полицейские возбудили еще 8 новых уголовных дел в отношении другого беглого олигарха – Мухтара АБЛЯЗОВА и бывших руководителей БТА-банка. Его обвиняют еще и в выдаче безвозвратных кредитов офшорным компаниям. Ущерб составил около 300 миллионов долларов.
Министр нефти и газа Узакбай КАРАБАЛИН сообщил об итогах работы отрасли за первое полугодие 2013 года и рассказал об открытии нового месторождения нефти на казахстанском шельфе Каспия.
– Добыча нефти и газового конденсата в первом полугодии составила более 40 миллионов тонн, что составляет 101,8 процента к соответствующему периоду 2012 года, – рапортовал министр.
Кроме того, он сообщил о работах на участке Жамбыл на казахстанском шельфе Каспия: “При испытании разведочной скважины на структуре Жамбыл получен приток нефти с дебитом 60 тонн в сутки. Мы будем проводить дальнейшее изучение, но уже сейчас можно говорить об обнаружении нового месторождения”.
Политолог Данияр АШИМБАЕВ:
– Говоря о “космической” взятке, хочу обратить внимание не на саму суть события, а на время его появления. Это происходит на фоне других скандалов в космической отрасли. Делаются заявления и о том, что мы хотим самостоятельно развивать эту отрасль. Реальность же подкидывает вот такие факты. Понятно, что в системе тендерных отношений “благодарность и взаимовыручка” давно стали незыблемой традицией... Если мне не изменяет память, по планам нашего “Казкосмоса”, в этом году мы должны были иметь 3–4 собственных запуска космических аппаратов.
Что касается заявлений финпола и прокуратуры о возврате олигархов и заморозке их счетов, то кратко можно выразиться так: “Было время, когда мы разбрасывались гражданами Казахстана, пришло время их собирать…”. Проблема в том, что экстрадиция и осуждение беглых олигархов, с одной стороны, предопределены уголовным законодательством, а с другой стороны, наличие таких противников у власти (предсказуемых и дискредитирующих понятие оппозиции) было большим благом. Таких врагов проще всего иметь за рубежом. К тому же они давно выпали из реальной политической борьбы. А зная добродушный характер наших правоохранителей и судов, не исключаю, что, вернувшись сюда, эти граждане через какое-то время будут оправданы и даже смогут вернуться к прежнему ремеслу.
Информация же о новом месторождении – это пока всего лишь хорошая новость. Предстоит немало работы – составление карт, экспертиза, разработка месторождения и многое другое. Поэтому трудно оценить экономический эффект от появления нового месторождения нефти.