Авария произошла около 11 часов утра на пересечении проспекта Абая и улицы Фурманова. Удар оказался настолько сильным, что полицейский “Фольксваген” отбросило на встречную полосу на автомобиль. Находившийся за рулем патрульной машины заместитель командира батальона управления дорожной полиции майор Ануар БАЙТУРСЫНОВ получил очень тяжелые травмы и был госпитализирован в Центральную городскую клиническую больницу. Когда корреспондент “Каравана” прибыл на место аварии, врачи как раз положили пострадавшего в карету “скорой помощи”. Похоже, он был без сознания, а вся голова – в крови.
Происшествие запечатлели камеры наружного наблюдения, установленные на перекрестке. Регулировщик поднимает жезл вверх – приказывает водителям остановиться. Затем пропускает автомобили по улице Фурманова в северном и южном направлениях. Проходит 8 секунд, и в кадре появляется пассажирский автобус маршрута № 35. На большой скорости он следует по крайней левой полосе на проспекте Абая. Вместо того чтобы остановиться (все машины рядом с ним уже стоят!), водитель поворачивает руль вправо, автобус переходит на среднюю полосу, а потом жмет на газ! Видимо, он надеялся проскочить перекресток. Автобус выскочил прямо на проезжавший “Фольксваген”, который принял на себя всю мощь удара многотонной махины.
За день до трагедии на проспекте Абая – 31 мая – другой водитель автобуса на проспекте Сейфуллина насмерть задавил 88-летнюю бабушку! Самому водителю едва исполнилось 23 года… Лихач, врезавшийся в полицейский “Фольксваген”, еще моложе – ему всего 22 года! Почему автопарки принимают на работу таких юных водителей? Ясно, что они не имеют ни опыта, ни стажа для того, чтобы доверять им жизнь людей! Ведь речь идет об Алматы – мегаполисе с очень напряженной транспортной ситуацией.
В больнице нам удалось переговорить с заведующим отделением реанимации Ерланом Шахановичем КУДАБАЕВЫМ.
– Ануар Байтурсынов поступил к нам 1 июня в 11 часов 30 минут, – пояснил завотделением. – У него имелись открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, размозжение и перелом левой височной кости с переходом в основание черепа. В результате травм в области левой височной кости образовалась гематома – кровоизлияние в оболочки головного мозга. Мы сразу же произвели компьютерную томографию головного мозга, а затем сделали операцию по удалению этой гематомы.
Сейчас Ануар Байтурсынов находится в состоянии комы. Дай Бог, чтобы он выздоровел, ведь ему надо растить двоих детей!
“Караван” неоднократно уже писал обо всех выкрутасах, которые позволяют водители автобусов. Но транспортных боссов города все эти безобразия, похоже, мало волнуют. По словам сотрудников дорожной полиции, автобусные парки продолжают принимать на работу людей, порой даже не имеющих водительских удостоверений!
С января водителями автобусов совершено 500 нарушений правил дорожного движения. На руководителей автопредприятий составлено 36 протоколов об административных правонарушениях: 28 – за выпуск на линию неисправных автобусов и 8 – за допущение к управлению лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Несмотря на это, в большинстве автобусных парков по-прежнему не тестируют водителей перед выходом на маршрут на наличие алкоголя и наркотических веществ. Кроме того, алматинские автопарки частенько заключают договоры с владельцами автобусов, зарегистрированных в других регионах страны. На городских улицах то здесь, то там мелькают номера с буквами “X”, “H”, “Z”… Эти автобусы нещадно дымят и, кажется, могут развалиться прямо на ходу. Вот так и получается, что они дымят и создают аварийные ситуации в Алматы, а налоги оплачивают в других областях – по месту регистрации.
Недавно акимат Алматы громогласно сообщил об открытии муниципального автобусного парка и покупке около двухсот автобусов, работающих на природном газе и отвечающих экологическим стандартам Евро-3. Но ведь доля этих машин очень невелика. По нашим сведениям, сейчас в южной столице – 1865 автобусов. Еще акимат обещает передавать обслуживание маршрутов тем автопаркам, где автобусы будут соответствовать стандарту Евро-3 и Евро-4. Но это радужные перспективы. А в реальности водители старых и чадящих автобусов устраивают между собой гонки, стремясь забрать больше пассажиров. Видимо, не имеют городские власти реальной власти и над владельцами автопарков. В погоне за прибылью их совсем не волнует безопасность пассажиров, пешеходов, да и самих водителей! В итоге по нашим дорогам носятся потенциальные убийцы.
Наш вопрос начальнику управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимиру МЕРЕНКОВУ:
Когда наконец возглавляемое вами ведомство наведет порядок в автобусных парках? И из-за чьего попустительства люди вынуждены опасаться за свою жизнь?