За 20 лет работы в газете “КАРАВАН” я повидала в Алматы, Алматинской области столько домов с браком, что из них можно составить целый городок, как в детском конструкторе. Строения, возведенные по госпрограммам и предназначенные для бюджетников, инвалидов, воинов-афганцев, ветеранов войны, многодетных семей, принимала комиссия. Бывали даже показательные новоселья с разрезанием ленточки. Логика застройщиков простая – пусть люди радуются и такому “подарку судьбы” или все равно квартиры купят.
А спустя некоторое время от жильцов начинали поступать сигналы SOS.
В 2010 году я побывала в муниципальных домах по улице Тепличной.
Жилье дали людям в 2003-м. Крыша бежала, между стенами были трещины, полы кривые, окна с трудом закрывались, в квартирах сырость, появился грибок на стенах, который ни одно средство не могло вывести.
В подъездах крошились ступени. Комиссия признала дом, по сути, непригодным и даже опасным для проживания. Недавно я проходила мимо этих домов. Опасная для здоровья черно-зеленая плесень проступает на белых стенах внутри балконов. А люди живут – деваться-то некуда.
Купленные по государственной жилищной программе квартиры, по 450 долларов за квадратный метр, оказались дырявой крышей над головой в микрорайоне “Кулагер”.
В дождь топило квартиры, лестничные пролеты. Осенью, зимой промерзали стены, появилась плесень. Жильцы другой новостройки обратили внимание на то, что трубы, межкомнатные “картонные” двери и плинтусы в их квартире – “бэушные”. На все замечания строители отвечали, а что вы хотели за такие деньги?
Несколько лет улицу Гоголя “украшал” страшный дом. Построенный в 2004-м, он выглядел так, будто войну пережил: облицовка фасада облетела, обнажив куски стекловаты. Зимой в квартирах насквозь промерзали стены (об этих случаях мы рассказывали в материалах “Дефектные дома по госпрограмме” от 14 ноября 2008 г., “Новостройки Алматы съедает плесень” от 8 августа 2014 г.).
Жители микрорайона “Асыл-Арман”, что рядом с городом, тоже не в восторге от новостроек: говорят, слышимость в квартирах такая, что соседи знают, у кого какие кредиты, кто с кем спит…
Падающий дом в микрорайоне “Зердели-6” – еще один показательный пример. Многоэтажку усилили, поставили подпорки, но, по словам арендаторов и хозяев квартир, страх остается. И в будущем продать жилье в строении с подмоченной репутацией будет сложно.
В апреле прошлого года в редакцию обратились жильцы дома, построенного в рамках госпрограммы по сносу ветхого жилья, по улице Макатаева. Там в квартирах взрываются трубы отопления, которые замуровали в пол (см. публикацию “Бомба” под ногами: в презентованных с помпой домах в Алматы начались ЧП” от 27 апреля 2020 г.). Не нужно быть специалистом, чтобы понять – такого просто не должно быть!
Существует гарантийный срок эксплуатации новых домов – не менее двух лет со дня приемки. В течение этого времени дольщик, покупатель вправе предъявить застройщику требование – устранить недостатки. Ну а как быть, если дом дальше сыплется? Его ведь строили не пару лет? Почему средневековые дворцы Европы, когда не было современных материалов, технологий, живее всех живых, а отечественные постройки XXI века превращаются в труху? Знаю, многие пострадавшие жильцы плюнули на переписку с застройщиками, взяли кредиты и залатали крышу, сделали звукоизоляцию в комнатах, устранили другой брак, иначе жить невозможно.
Думаю, виной всему – коррупционный спрут. В цепочке: заказчик – подрядчик – субподрядчик – субсубподрядчик – приемная комиссия слишком много заинтересованных лиц. В итоге за бракоделов никто не отвечает.
Знакомый строитель говорит, ни за какие коврижки не переедет из своего “старья” в новые дома после обрушения пятиэтажки в карагандинском ЖК “Бесоба”, в 2012 году. А еще после того, как увидел качество арматуры, стройматериалов при перепланировке комнаты в одной бюджетной новостройке.
Алматы
e.koemets@mail.ru