Ажиотаж с пригоном машин из России не мог не раззадорить аппетиты желающих подзаработать. Деньги здесь крутятся огромные, и мы, конечно, предполагали, что может возникнуть коррупционный “капкан”. Поэтому отследили весь процесс, начиная от покупки машины в России, далее за пересечением границы и до собственно финиша – регистрации в родном городе. К огромному удивлению, никаких проблем на той же таможне не возникло, и денег никто за прохождение границы не требовал. Так же спокойно машины с российскими номерами идут до места назначения. Впору вздохнуть с облегчением. Но не тут-то было, проблемы появились, когда водители отправились в спецЦОН для регистрации авто. К нам обратились сразу несколько человек с жалобами. Люди не могут зарегистрировать машину в Казахстане, в спецЦОНе ссылаются, что им нужно отправлять запрос на проверку авто в Россию. Ответа ждут месяцами! Люди ходят вокруг окошек, но их отправляют: ответа нет, а когда будет – не знаем. При этом ездить на машине с российскими номерами и временным талоном регистрации можно всего несколько дней. В общем, созданы все условия, чтобы человек был готов отдать любые деньги, лишь бы сесть за руль машины.
А дальше – классический сценарий, снова на сцене старые лица – помогайки, которые в свое время оккупировали ЦОНы и за взятку брались решать все вопросы. Теперь напомним: при открытии спецЦОНа в Алматы нам клятвенно обещали, что там созданы все условия, чтобы избежать коррупции. В данной же ситуации появились условия для коррупционных схем. Судите сами: четкие сроки выдачи документов при отправлении запроса в Россию не установлены, и практически никто ни за что не отвечает. На вопрос, почему не делают регистрацию, ответ один: ждем подтверждения из России. А когда оно будет, через год, 10 лет или вообще запрос потеряется – ответа нет. В общем, масса вариантов для коррупционных маневров. И захочешь разобраться, найти виновных – заблудишься. А может, запрос и вовсе не отсылали? Или его потерял российский почтальон? Ищи-свищи виноватых...
Можно, конечно, быть упертым и принципиальным, ездить каждый день в спецЦОН, который находится в конце географии, но это едва ли поможет. И однажды появится добрый человек и предложит решить проблему всего за два дня. У него и почта нормально работает, и коллеги из России почему-то порасторопнее. Стоит такая помощь аж 500 долларов. Водители, которые обратились в редакцию, в один голос называли именно эту таксу.
– Я сказал, что таких денег нет, а мне говорят: ты же крутую тачку купил, не жадничай, а мне еще делиться надо… Да я же ее в кредит взял… Но скидок не делают, вот теперь ищу деньги… – пожаловался нам один водитель.
Стоит только представить, какие огромные суммы могут пойти через посредников.
После того как мы начали звонить во все уполномоченные органы, посредники ушли в подполье. Но понятно, что, если четко не регламентировать процесс получения подтверждений для регистрации, они появятся снова. А пока ситуация становится похожа на детектив. Теперь водителям, которые ждут ответа больше месяца, отвечают, что вообще видят их впервые и, дескать, никаких документов они не давали! Возникает вопрос: неужели заявки даже не регистрируются в базах? Не искусственно ли созданный это бардак? Еще один вопрос: для чего вообще нужны подтверждения из России?
– Мне сказали, что нужно подтверждение по таможенной очистке, но оно было поставлено на учет в России, потом снято – значит, машина растаможена. Есть на руках и копии из салона. Несмотря на это, устраивают спектакль с какими-то запросами, – рассказывает водитель Вадим. – Нас вынуждают платить кому-то.
По неофициальным данным, казахстанцы купили в России за последние три месяца более 100 тысяч авто. А значит, при существующей таксе в 500 долларов выручка посредников может составить десятки миллионов долларов! Учитывая, что они обещают провернуть дело за пару дней, поневоле подумаешь: кто же им помогает?
Первые подозрения падают, конечно же, на спецЦОН. Все отделения по обслуживанию населения курирует РГП “ЦОН”. Мы дозвонились до руководства, и там обещали срочно все выяснить. Уже на следующий день нам позвонило начальство спецЦОНа. О сложившейся ситуации, как выяснилось, оно знает не понаслышке. Но поделать ничего не может. Ведь документы принимают и выдают сотрудники управления внутренних дел. Они просто сидят в здании спецЦОНа. Что касается посредников, то, как заверило нас руководство, внутри здания их нет, ведется контроль. Впрочем, найти клиентов за взятку можно и вне здания. Это все мы прекрасно понимаем.
Продвигаясь по цепочке, мы оказались ни больше ни меньше перед самим Министерством внутренних дел страны. А вопросов много. Почему затягиваются процессы регистрации авто? Существуют ли сроки регламента, в которые должны быть получены ответы с подтверждениями из России? Регистрируются ли все запросы в базе? Каким способом идет переписка с российскими коллегами? И главное, как создать условия, чтобы исключить даже вероятность возникновения коррупционных схем? Но в МВД потребовали официальные запросы, и ответы на них будут получены не сразу. Мы выслали… Ждем. А еще вопрос риторический: неужели, подписав всевозможные договоры на самом высоком уровне – ЕАЭС, Таможенный союз, мы не можем элементарно получить письмо из России в четко установленные сроки? Да и нужно ли вообще это письмо? Где же обещанные взаимодействия?
Глава Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ:
– Посредники, или, как их еще называют, “жучки”, существовали всегда. Можно предположить, как эти люди за два дня при плате в 500 долларов обещают сделать то, что не могут сделать официально за месяц. Первый вариант: нужный с конца очереди оказывается в первых рядах. Другой вариант: “жучки” имеют связи в России и там убыстряют процесс. Третий вариант – самый опасный: просто ставят на учет, без проверок, то есть это липовое подтверждение.
От имени читателей мы обращаемся к председателю Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрату КОЖАМЖАРОВУ с просьбой уделить внимание сложившейся проблеме с регистрацией машин, завезенных из России, чтобы исключить факты возможной коррупции.
Александра НИКИФОРОВА
Алматы