– В прошлом году АБЭКП сместило акценты с количественных показателей на качественные, предпочтя числу возбужденных дел профилактику их возникновения.
– Истекший год как для финансовой полиции, так и для всего силового блока стал годом перемен. Раньше главным показателем было количество возбужденных уголовных дел, что невольно вызывало заинтересованность сотрудников в самом факте совершения преступления для последующего его раскрытия. Сейчас стимулируем оперативников к пресечению преступного деяния на ранней стадии либо к его профилактике.
– Что нового появилось в методах предотвращения финансовых преступлений?
– В целях ликвидации благодатной почвы для коррупции принимаются меры по созданию электронного правительства, ускорению предоставления государственных услуг, снижению давления на предпринимателей. Одним из новшеств стало создание в Агентстве финансовой полиции ситуационного центра, который осуществляет мониторинг криминогенной ситуации в стране. На основе информации, содержащейся в базах данных госорганов и других открытых источниках, выявляются структуры и схемы преступных связей, находится взаимосвязь субъектов по родственным признакам, аффилированности и другим параметрам. Осуществляется мониторинг хода реализации крупных бюджетных проектов. Деятельность ситуационного центра позволяет на ранних стадиях выявлять преступления.
Для каждого региона разработаны “паспорта коррупционных рисков” с определением наиболее коррумпированных сфер и ведомств. Больше всего финансовых нарушений приходится на сферу госзакупок, работу местных исполнительных органов, акиматов, органов внутренних дел, органов социальной опеки и обеспечения.
– Какие преступления удалось предотвратить таким образом?
– К примеру, в ходе анализа плана госзакупок Министерства транспорта и коммуникаций было установлено, что в бюджете заложено 784 миллиона тенге на капитальный ремонт участка автодороги Жизак – Сарыагаш в Южно-Казахстанской области. За 1 километр дороги Минтранском планировал затратить 104,5 миллиона тенге. А в 2012 году капитальный ремонт другого участка этой же дороги обошелся в 57,4 миллиона тенге за один километр – в два раза дешевле. Причину столь резкого удорожания ремонтных работ в ведомстве объяснить не смогли, и конкурс был отменен. Еще в нескольких областях был сэкономлен 31 миллион тенге, который госорганы собирались потратить, завышая цены по госзакупкам.
– А каковы в целом итоги работы агентства за 2012 год?
– Мы начали проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление преступлений, организованных на системной основе, часто по вертикальному принципу. Такого характера преступления имели место в Атырауской области, где бывший аким региона с преданными ему лицами организовал масштабные схемы хищения бюджетных средств. Ущерб составил свыше 42 миллиардов тенге. В результате принятых мер государству уже возвращено свыше 26 миллиардов. Ведется работа по пресечению коррупционных преступлений при реализации таких программ, как “Ақбұлак”, “Дорожная карта”, “Занятость”, “Жилищное строительство” и “Агробизнес”. В целом в 2012 году финансовая полиция выявила свыше 1800 коррупционных преступлений.
– Как считаете, жесткие ли меры наказания предусматривает законодательство за совершение коррупционных преступлений?
– Полагаем, что необходимо ужесточить наказание за коррупционные преступления. Разрабатываются новые редакции Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Мы предложили по фактам взяточничества наряду с лишением свободы установить новое наказание в виде штрафов, их сумма будет в десятки раз превышать полученную взятку.
Если лицо в течение определенного времени не выплатит штраф, к нему будет применено лишение свободы с конфискацией имущества. При этом будет исключена возможность назначения условного наказания. Во-первых, это позволит дифференцировать ответственность взяточника исходя из размера взятки. Во-вторых, такая мера наказания не только ужесточит ответственность за коррупцию, но и даст возможность не увеличивать тюремный контингент и максимально возместить причиненный ущерб.
– Нередко сами сотрудники финансовой полиции попадаются на взятках…
– Весь прошлый год по поручению председателя агентства Рашида ТУСУПБЕКОВА велась работа по выявлению и пресечению преступлений, совершенных нашими сотрудниками. К уголовной ответственности привлечены 17 уже бывших сотрудников финансовой полиции, к дисциплинарной – 38 человек. Все случаи нарушения закона со стороны финансовых полицейских мы предаем огласке и принимаем предусмотренные законом жесткие меры.
– По итогам внеочередной аттестации каждый пятый сотрудник органов финансовой полиции был признан некомпетентным. С чем связаны такие результаты?
– Причиной такого высокого процента обновления кадрового состава, на мой взгляд, явились высокие требования членов аттестационных комиссий к профессиональным и моральным качествам сотрудников, результатам их работы. По итогам аттестации признаны не соответствующими занимаемым должностям 528 финансовых полицейских, или 17,4 процента от общей численности. Многие, кто не был уверен в своей компетентности и честности, уже до начала аттестации отказались от ее прохождения и написали рапорты об увольнении. На 85 процентов обновился высший руководящий состав органов финансовой полиции, на 27 процентов – средний руководящий, на 6,5 процента – рядовой состав.
– Как органы финансовой полиции планируют предотвратить угрозу национальной безопасности страны со стороны экстремистских элементов?
– С 2013 года финансовая полиция законодательно наделена полномочиями по предупреждению и пресечению каналов финансирования экстремистских и террористических организаций, усилены планы межведомственного взаимодействия с КНБ и МВД по вопросам противодействия террористической деятельности.
Возложение данной задачи на наш орган наряду с органами национальной безопасности указывает на серьезную угрозу со стороны экстремистских религиозных объединений. Буквально на днях в Акмолинской области наши сотрудники пресекли деятельность группы лиц, занимавшихся незаконной добычей, переработкой и реализацией золотосодержащего материала из рудников, принадлежащих АО “ГМК Казахалтын”. У нелегальных добытчиков, которые оказались приверженцами нетрадиционного религиозного течения, изъято более 6 кг золотосодержащего материала, ориентировочная сумма – более 40 миллионов тенге. При обыске обнаружены и изъяты нарезное огнестрельное оружие – карабин ТОЗ-16, запрещенное в гражданском обороте, а также литература и диски религиозного содержания. Организатор преступной группы арестован.
Безотлагательного решения требует вопрос сокращения оборота обналиченных денежных средств. В 2012 году в Казахстане юридическими лицами на оплату товаров, работ и услуг обналичен 1 триллион 680 миллиардов тенге, и этот показатель имеет тенденцию к ежегодному росту. Неконтролируемая масса наличных денег создает благоприятные условия для развития теневой экономики, коррупции, финансирования экстремизма и терроризма.
Астана