Коррупционные “шалости” Северного Казахстана

Согласно проведенному анализу, средняя ставка мзды нечистых на руку североказахстанских чиновников – 30–50 тысяч тенге. Но последние скандальные задержания петропавловского военкома и руководителя управления оперативно-розыскной деятельности службы экономических расследований департамента госдоходов показывают, что коррупционные аппетиты растут. И доллары бастыкам нравятся больше, чем тенге.

Как сообщил заместитель руководителя областного департамента агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрат БЕЙСЕМБАЕВ, за 5 месяцев 2015 года по фактам взяточничества зарегистрировано 16 преступлений (13 – получение взятки, 3 – дача взятки). В неоднократном получении и даче взяток в 10 тысяч и 35 тысяч тенге обвиняются руководитель отдела земельных отношений Петропавловска и руководитель отдела научно-производственного центра земельного кадастра. Оштрафована на четыре миллиона тенге с конфискацией имущества и пожизненно лишена права занимать определенные должности в госорганах директор архива Айыртауского района, она получила взятку – 70 000 тенге – за архивную справку о подтверждении трудового стажа.

А вот главный специалист областной инспекции транспортного контроля попал за решетку на семь лет и лишился своего имущества за то, что пытался получить 4 000 российских рублей (в эквиваленте по официальному курсу – 11 760 тенге) за несоставление протокола за административное правонарушение. К штрафу в один миллион тенге с конфискацией имущества осужден начальник отделения административной полиции ЛОВД станции Петропавловска за взятку в 20 тысяч тенге от российского предпринимателя за покровительство при поставке алкогольной продукции.

Ну и для веса улов покрупнее – 8 000 долларов требовал руководитель управления оперативно-розыскной деятельности службы экономических расследований за положительное решение по факту подделки учетно-контрольных марок на алкоголь и возврат изъятой продукции.

Глава департамента агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Шынгыс КАБДУЛА отметил, что сейчас проводятся анализ и выявление коррупционных рисков в территориальных подразделениях министерства по инвестициям и развитию. Уже выявлен 21 проблемный вопрос при реализации контрольно-разрешительных функций. Еще шеф североказахстанских антикоррупционщиков заверяет, что “чиновники, уличенные в коррупционных деяниях, невзирая на занимаемые должности и ранги, понесут ответственность по всей строгости закона”…

А теперь – о “неправильном” сознании наших людей.

– Люди думают: проще дать взятку, чтобы решить вопрос без головной боли и томительного ожидания, – отмечает Шынгыс Кабдула. – Типичный пример: установлен срок оказания услуги в три дня, учитывая очередность, проведение всех процедур, а граждане хотят решить вопрос за один день, предлагая денежную благодарность за оперативность. Здесь отдавать отчет своим действиям должны обе стороны.

Отчет своим действиям, конечно, обычным казахстанцам отдавать надо. И правильное сознание проявлять тоже не лишне. Вот только умелый чиновник при желании всегда найдет, чем вызвать у нас головную боль и желание дать взятку. Как пример – слова председателя агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрата КОЖАМЖАРОВА:

– На первый взгляд сумма взяток не очень внушительна, но это всегда системно. Это может быть 5 тысяч тенге с физического лица, но наши аналитики говорят, что преступный доход в таком случае достигает в месяц 2–3 миллионов долларов на обычных таможенных постах

P. S. В последние пять месяцев за регулярное взяточничество уголовные дела заведены вовсе не на бессознательных юнцов – на руководителей регионального уровня в Северо-Казахстанской, Актюбинской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областях. А это уже полстраны. Вот такая коррупционная инфраструктура государства.

Петропавловск