Коррупционеры в таможне

Традиционно, на бытовом уровне, принято считать, что самые большие взяточники и мздоимцы - это гаишники и таможенники. Однако по официальным отчетам комитета таможенного контроля выясняется, что коррупционеров здесь - считанные единицы.
Как сообщил начальник пресс-службы КТК Ержан Байтанаев, прибывший в Шымкент из Астаны специально для того, чтобы провести брифинг с местными журналистами на тему борьбы с коррупцией в органах таможни: за этот год в целом по Республике к уголовной ответственности за те или иные правонарушения привлечен 81 сотрудник, еще 74 таможенника подверглись административным мерам взыскания.
Как отметил пресс-секретарь таможенного комитета, всего по республике было выявлено 66 правонарушений коррупционного характера. Из них 59 фактов вскрыты непосредственно собственными силами таможенников. Остальные 7 случаев выявлялись "с помощью" других правоохранительных служб.
Как сообщил начальник отдела внутренней безопасности Департамента таможенного контроля ЮКО Садыкбек Мархабаев, в Южном Казахстане с начала года было проведено 33 служебных расследования, возбуждено 5 уголовных дел в отношении сотрудников ДТК, 39 работников привлечены к административной ответственности, 5 уволены по отрицательным мотивам.
- Основополагающим принципом в работе отдела внутренней безопасности является профилактическая и разъяснительная работа среди личного состава, - подчеркнул Садыкбек Мархабаев. - Сотрудники внутренней безопасности постоянно проводят лекции и беседы с личным составом. Результаты налицо - если в 2007 году по южно-казахстанскому таможенному департаменту было выставлено 4 коррупционной карточки (своеобразная "черная метка" в личном деле сотрудника), то в этом году их получили только двое.
Впрочем, статистика по коррупционерам могла быть несколько больше, однако ярым противником оказалась… областная прокуратура.
Так, в апреле этого года отделом внутренней безопасности был выявлен факт неправомерного, по мнению спецов внутренней безопасности ДТК, оформления таможенных деклараций.
Некая фирма предоставила документы о вывозе в дальнее зарубежье чугунных радиаторов, которые заявила как изделия, годные к эксплуатации. Таким образом, батареи советских времен оформлялись как готовая промышленная продукция. Заметим, что Казахстан в принципе заинтересован, чтобы экспортировать за рубеж конкурентоспособные изделия, нежели вывозить из страны сырье, в том числе в виде лома черных металлов. И разница в таможенных пошлинах здесь весьма существенна. Добавим также, что экспорт радиаторов производился в Турцию.
Специалисты внутренней безопасности вполне закономерно задались вопросом - действительно ли эти радиаторы вывозятся в Турцию для дальнейшего монтажа отопительных систем? Или это прямая подтасовка с целью укрыть от налогообложения вывозимый лом?
В отношении фирмы было возбуждено уголовное дело по факту недостоверного декларирования. Впоследствии суд полностью удовлетворил претензии таможенников, признав товар не изделием, но сырьем, и обязав фирмачей внести недостающую таможенную пошлину в размере 1 млн. 400 тыс. тенге.
А заодно внутренняя безопасность начала расследование и среди сотрудников таможни, оформлявших всю документацию по батареям. Непосредственный оформитель сделки был уволен из таможни, как оказавший неправомерное предпочтение юридическому лицу, в соответствии со статьей 90 Закона о коррупции. Следом на него возбудили уголовное дело за злоупотребление властью. Но тут-то и вынесла свой протест прокуратура ЮКО, не усмотревшая в произошедшем состав преступления.
Как сообщил Садыкбек Мархабаев, делом сейчас занята Генеральная прокуратура РК, которая и должна установить - имелось ли здесь преступное нарушение закона, либо прооизошел очередной юридический казус.
Вообще, основное коррупционное нарушение таможенников - это так называемое оказание неправомерного предпочтения тому или иному участнику внешнеэкономической деятельности.
На таможенном посту станции "Сарыагаш", сотрудник таможни Б. произвел оформление таможенной декларации частной структуре без фактического поступления в бюджет необходимых налогов на сумму 1 млн. 380 тыс. тенге.
На станции Шенгельды также выставлена коррупционная карточка сотруднику таможни, который не принял необходимых мер по пресечению транспортных средств, проходящих через границу. В результате через границу незаконно проследовал транспорт с, по сути, контрабандным грузом.
Также решается вопрос о выставлении коррупционной карточки сотрудникам станции Шымкент. Здесь в течение года группа таможенников оформляла товар, поступающий из дальнего зарубежья с поддельным сертификатом соответствия. Аналогичное нарушение проходило и на станции Центр таможенного оформления.
Садыкбек Мархабаев отметил, что борьба с коррупцией в органах таможни простирается от вынесения выговоров и иных служебно-административных взысканий, до увольнения из органов.
Уголовное преследование и наказание по линии уголовного кодекса, (как то злоупотребление должностными полномочиями или получение незаконного вознаграждения), находятся в компетенции и полномочиях уже других служб - финансовой полиции или комитета национальной безопасности, куда и передаются дела, заведенные на таможенников-коррупционеров.

Фото с сайта http://www.liter.kz