В 2017 году в Казахстане госорганы выявили 500 тысяч ссылок на экстремистские материалы в Интернете. Об этом на конференции в Астане “Устранение условий, способствующих распространению насильственного экстремизма и терроризма” сообщил заместитель начальника департамента контртеррористической службы КНБ РК Нариман ИБРАШЕВ.
– Мы через уполномоченные госорганы направляем информацию администрации веб-ресурсов, YouTube, Facebook, но материалы не удаляются. Не решен и вопрос, почему на международной арене не продвигается практика выделения крупными компаниями средств на контрпропаганду насилия, терроризма. Еще один вопрос – унификация международного законодательства. В странах по-прежнему применяются разные подходы в противодействии пропаганде терроризма, – сказал Ибрашев.
Также представитель контртеррористической службы призвал коллег правильно использовать термины: ДАИШ вместо Исламского государства, террорист и боевик вместо моджахеда.
Представитель региональной антитеррористической структуры ШОС Данияр АБДИЛБАЕВ рассказал, что в рамках противодействия распространению экстремистских материалов в Интернете ограничен доступ к более чем 80 тысячам ресурсов, содержащих 500 тысяч материалов. Экстремисты вербуют детей в лагерях Казахстана
– Пресечена деятельность 360 участников террористических и религиозно-экстремистских сетевых сообществ, в отношении администраторов и модераторов ресурсов возбуждено 122 уголовных дела, – дополнил Абдилбаев.
Ряд экспертов полагает, что блокировка порталов – это хорошее решение в борьбе с распространением террористического зла, но ограниченного характера.
– Это решение больше для правоохранительных органов, которые удовлетворяют свое самолюбие,– вот, мы предпринимаем меры. Но блокировка ресурсов не ограничивает доступ к ним за пределами страны. А, согласно некоторым анализам, и вовсе повышает интерес граждан к этим источникам, о существовании которых они узнают именно после блокировки. Поэтому решения должны носить всеохватывающий характер, – подчеркивают специалисты.
Политический аналитик, руководитель консорциума “Перспектива” (Кыргызстан) Валентин БОГАТЫРЁВ в разговоре с “КАРАВАНОМ” отметил общий тренд для стран Центральной Азии, связанный с исламизацией региона.
– Восстановление некоторых исламских ценностей – это общий процесс для всего региона. Другой общий тренд – регион, за исключением Казахстана, является питательной средой для формирования кадрового корпуса экстремизма и терроризма в лице большой армии безработных и людей, которые не могут найти себя здесь. В регионе существует кризис идентичности, когда страны потеряли и пока не могут найти свое предназначение, как и отдельные граждане, – считает Богатырёв. – А в условиях кризиса, когда человек не знает, что ему надо, но понимает, что его не устраивает предлагаемое, всегда найдется способ пойти куда-то повоевать.
Кстати, по итогам недавнего исследования, 12 процентов жителей Кыргызстана считают, что в основе государственного строя должны быть религиозные признаки.
Так что говорить о высоком уровне религиозности современных жителей страны, как и много лет назад, не приходится, констатирует эксперт.
Отметим, в Кыргызстане в отличие от других стран региона и России не запрещена деятельность движения “Таблиги Джамаат”. Точнее, как рассказали нам местные эксперты, такая организация в республике официально не зарегистрирована, но есть движения, поддерживающие ее идеологию. Одно из них – “Йакын Инкар” – в прошлом году было признано экстремистским и запрещено.
А глава Духовного управления мусульман Кыргызстана Максат ажы ТОКТОМУШЕВ, согласно открытым источникам, является приверженцем “Таблиги Джамаат”. При ДУМК действуют официальные курсы для подготовки проповедников.
Мы спросили Валентина Богатырёва, насколько в Кыргызстане религия стала политизированной. Пытки и избиения: что пережил сбежавший из лагеря сирийских боевиков казахстанец
– У нас, как и у вас, олигархи и политики тоже “подсели на коврики”. В тот же официально несуществующий “Таблиги Джамаат” входят многие политики и бизнесмены.
На коврики политики подсели по двум причинам: пытаются успокоить совесть, а религия помогает решить эту проблему. Второе: религия – это хороший политический ресурс.
У верующего политика потенциально больше электорат, – говорит аналитик. – Но я не вижу риска в религиозности политиков, опасность появляется, когда от религиозных организаций извне поступает финансирование – это формирует механизмы давления и влияния.
Астана