Чиновник - явление общественное, повсеместное, масштабное, но везде проявляет себя по-разному.
Одно дело - чиновник в науке, другое - в аппарате министерства, третье - в магазине. Особое внимание нужно уделить третьей категории. Кому, как не агашкам, знать о госзакупках, например, когда речь идет о приобретении элитных авто или эбонитовой мебели? Здесь они не скупятся, покупают все самое лучшее и дорогое. За счет налогоплательщиков, разумеется.
Уверены, что представители местных органов власти затруднятся ответить внятно на вопрос, сколько стоит литр молока, десяток яиц и килограмм картошки. У чиновников достаточно хорошая зарплата, чтобы не беспокоиться о ценах.
Кстати, вы когда-нибудь видели в супермаркетах агашек с тележками, жадно накладывающих в них продукты первой необходимости перед надвигающимся ЧП? Кроме Ангелы Маркель, разумеется?
Как может власть, которая не ориентируется в ценах, принимать какие-то решения по закрытию продуктовых супермаркетов в период карантина? Да никак! Когда у тебя большая зарплата, тебе наплевать на ценники, и ты вряд ли поймёшь народ, который считает каждую копейку, экономит на продуктах.
Те, кто принимает решения - люди небедные и закупаются в дорогих магазинах. Наверняка стоимость продуктовой корзины такого человека на один вечер равна среднемесячному доходу казахстанского пенсионера. Понятно, что с пенсией или зарплатой бюджетника в такой магазин даже заглядывать страшно. Но люди берут более дешёвые и мелкие в «Магнумах», «Рамсторах», «Арзанах» и других. Особенно в период карантина.
Число заболевших коронавирусом увеличивается с каждым днем, несмотря на все предпринимаемые ответственными лицами попытки этот рост остановить. Что только не делали: и бессимптомных носителей заразы вычеркнули из общего списка, и зашкаливающие случаи пневмонии не спешат записывать на счет COVID-19, и «цепочки рвали» на выходных – ничто не помогло! Счетчик тикает с неумолимостью детонатора.
Президент страны Касым-Жомарт Токаев уже поручил разработать соответствующие меры по предупреждению дальнейшего нераспространения коронавируса. А стараниями нового министра здравоохранения Алексея Цоя новые меры даже получили свое собственное наименование – локдаун.
Можно не сомневаться, что в этот «чрезвычайный» раз в глубокий локдаун отправятся крупные торговые продовольственные сети. Чиновники уже провели две «цепочно-разрывные» репетиции на «карантинных выходных» в Нур-Султане и Алматы. А значит, искать, что покушать, придется исключительно в мелких лавочках неподалеку от дома.
И если другие известные по опыту карантинные меры (блокпосты, дистанционная работа и учеба, маски-перчатки-санитайзеры) выглядят вполне обоснованно и логично, то ярко выраженная нелюбовь санитарных врачей разного калибра и других ответственных персон к крупным магазинам не выглядит обоснованной.
Понять ход мыслей коронаборцев можно. В маленьком магазине народу помещается меньше, значит, если что, много койко-мест они не займут. В большом магазине народу помещается больше, стало быть, в случае заражения придется в срочном порядке арендовать стадион.
Не хочется верить, что именно по такому ассоциативному пути движется мыслительный процесс ответственных должностных лиц. Те же «карантинные выходные» показали, что в отношении крупных магазинов коронаборцы если какие цепочки и порвали, то только логические.
Или в Казахстане появилась какая-то особая, мутировавшая форма заразы? Коронавирус выходного дня? Неужели есть исследование, что основные заражения приходятся именно на субботу и воскресенье? Или кто-то из чиновников питается надеждой, что коронавирус в ответ на такой "карантин" обидится и уйдет из нашей страны?
Конечно, одно дело - «карантинные выходные», и совсем другое – долгосрочный локдаун. Здесь уже, понятно, ажиотаж в крупных торговых сетях следует ожидать только в период двух недель, которые новый министр здравоохранения запланировал под подготовку к рецидиву жесткого карантина. А потом супермаркеты будут закрыты, и больше никто не заразится.
Но опять мешает логика… Как бы не старался вирус, но нанести значительный урон популяции покупателей он не может. И то же количество людей, которые раньше ходили до супермаркетов и ТРЦ, теперь пойдут до близлежащих магазинчиков. Мы все прекрасно знаем, что представляют из себя дукены за углом – тесные помещения (зачастую бывшие жилые квартиры), заставленные прилавками и холодильниками с узкими проходами между ними.
Даже всего лишь два покупателя внутри обязательно сливаются телами в подобие вальса или греко-римской борьбы. Один прилавок, который лапают все – и взрослые с наличкой, потому как карточки здесь зачастую не принимают, и дети, только что игравшие в песочнице. Одна продавщица с маской на подбородке и иногда в хозяйственных перчатках. Никаких тепловизоров. В лучшем случае к стене скотчем примотан санитайзер с непонятной жидкостью.
И вот в эти мелкие торговые «пятачки» грозит загнать граждан страны грядущий локдаун. Коронавирус «держит кулачки»…
Логика подсказывает, что вообще-то было бы правильнее оставить ТРЦ и супермаркеты открытыми. Или у ответственных лиц возникают некие комплексы при виде крупных супермаркетов? Но в данном случае размер имеет значение!
Во-первых, помещения у гипермаркетов несравнимо больше, а значит, концентрация заразы на кубическую единицу воздуха значительно меньше, чем у тесного магазинчика. Причем торговые павильоны имеют мощную систему вентиляции, а не старый, еле живой бытовой кондиционер с не менявшимся лет сто фильтром.
Во-вторых, пространства внутри ТРЦ и супермаркетов достаточно, чтобы гарантировать соблюдение социальной дистанции покупателями. Крупные торговые сети имеют возможность устанавливать соответствующую разметку и, где надо, ограничители. В ТРЦ каждый бутик можно превратить в подобие баррикады на пути коронавируса.
Мелкому дукену, чтобы сделать хотя бы пародию на такое, придется снести половину холодильников.
В-третьих, крупная торговая сеть имеет возможность закупать в большом количестве санитайзеры, тепловизоры, перчатки, спецкостюмы, если надо, пластиковые такие штуки, как у сварщиков, для кассирш, и даже особые антисептические «душевые» на входе, а также нанимать дополнительный, контролирующий санитарные нормы персонал.
А выручка мини-магазинчиков позволяет им в лучшем случае обкурить посетителя адраспаном и пожелать здоровья на прощанье.
Кстати, совсем недавно мониторинговой группой в облюбленном чиновниками Нур-Султане было проверено 358 мелких дукенов, из них 85 процентов, как показали результаты проверки, не соблюдают установленные санврачом требования. «Продавцы работают без средств индивидуальной защиты, то есть без масок, перчаток, специальной одежды, отсутствуют антисептики. Хотела бы обратить внимание, что в Нур-Султане практически ежедневно мы регистрируем случаи заболевания среди продавцов различных магазинов», ‒ заявила Айжан Есмагамбетова. Также санврач обратила внимание предпринимателей на нарушение правил упаковки и продажи хлебобулочных изделий.
Намедни сотрудник нашей редакции, у которого недавно выявили коронавирусную инфекцию, сходил за таким хлебушком в магазин за углом. Во дворе дома, где расположен этот дукен, им был замечен джип класса люкс, на таких обычно в булочную ездят только значимые персоны. Больше авто в тех краях не показывалось. Неужели чудодейственная трава адраспан ничем не помогла?