Копейка для мамы

Об этом я с усмешкой вспоминала, когда кто-то из работниц моей женской консультации в Алматы, куда я пришла вставать на учет в 8 недель, злобно гаркнула: "Ходят тут всякие беременные, надоели уже!". А все потому, что я "нарушила интим" - попросту помешала даме уютно пить чай в кабинете заведующей. К ней, кстати, пришла потому, как в регистратуре меня отказались "учесть" по причине не местной прописки. Вот вам и наглядное проявление заботы в нашем царстве-государстве о здоровье будущей мамы…
Слава богу, РК - пока не Индия, где до первого месяца не доживает миллион новорожденных (из миллиарда населения), а в одном из штатов был даже зафиксирован страшный рекорд - именно на него приходились 25 (!!!) процентов всех смертей индийских младенцев. Антисанитария и неправильное обращение с детьми - констатировали западные волонтеры, прибывшие разобраться с ситуацией. И разобрались, кстати. Была разработана программа соблюдения чистоты во время родов и стерильности во время обработки пуповины, плюс сохранение тепла малыша и правильное прикладывание к груди. Азы населению разъясняли вызвавшиеся поучаствовать добровольцы (в большинстве своем даже не медики). Сами организаторы акции остались позже в шоке от результатов - смертность грудничков практически сразу снизилась на 54 процента!
Что касается наших условий. Вспоминается нашумевший случай гибели женщины и младенца во время родов, имевший место в Алматы. Когда стали разбираться, оказалось, что девушка, приехавшая из села, жила в неотапливаемом киоске, где и работала. Рожать решила там же… Понятное дело, врачи вам тотчас скажут про малокровие и пилонефрит, которым страдает чуть ли не каждая вторая будущая мама, и про то, как важно встать на учет, чтобы вовремя увидеть патологию. А кто, хочется узнать, обеспечит ей комфортные бытовые условия и хорошее питание, что особенно важно в первые месяцы формирования плода? Декретные будут только к 8 месяцам (это если начислят быстро и в полном объеме, что не факт), а если женщина официально не работала, то и положены ей сущие копейки. Как рожали наши прабабки на покосе, так и сейчас воистину героические беременные рожают на рабочем месте, на бегу, на работу выходят уже через два-три месяца: нет финансовой возможности дома рассиживаться. Простуда, грипп - на ногах, иначе начальство морально притесняет за больничные. Плохо тебе - терпи, пусть и толкают в переполненном сумасшедшем "гоночном" автобусе...
Казахстанские детки умирают от множественных врожденных пороков, пороков сердца - констатируют медики. Это сложные диагнозы, которые на УЗИ во время беременности практически невозможно увидеть. И никакая женская консультация не способна оперативно их выявлять: нет ни оборудования, ни специалистов. И причины у них говорящие, проистекающие из необустроенной социалки и низкого уровня медобслуживания повсюду.
Представьте себе - длинный коридор, где несколько десятков женщин разных возрастов и размеров с уставшими лицами (и часто - своими шумными мамашами). Эта картина означает, что приема можно дожидаться по 3-4 часа. Загнанный врач и не менее уставшая медсестра находят силы разве что бегло заглянуть в ворох анализов, измерить давление, окружность живота и вес, да констатировать: "у вас отек". При этом на полчаса ровно в полдень всю "беременную тусовку" выгонят за пределы коридора по причине кварцевания. А за дверями присесть-то негде, вот и маются женщины. И кому-то уже плохо от бесконечного стояния-ожидания, кто-то нервничает из-за кашляющих и сморкающихся поблизости пенсионеров (по соседству идет прием у терапевта), кто-то скандалит с пытающимися пробежать без очереди... Нервы, духота, напряжение.
Меня, например, никакими деньгами сейчас не заманить на прием. За девять месяцев - лишь три посещения, больше не выдержала. Да, врач регулярно звонила на сотовый и разными манипулятивными заявлениями пыталась заставить появляться раз в неделю. Но нужно ей это было лишь для собственного спокойствия: напротив каждого выданного анализа мне приходилось расписываться, иначе отчетность портилась. Как у нас и зачастую во многих сферах принято - не качество, а сплошная показуха.
Вообще, анализы сдавать в казенном учреждении - отдельная история. Быть на месте нужно к 8 утра. В это время обычно собирается приличная очередь, так что приехать лучше к семи, то есть, выйти из дома по крайней мере в 6.30. Хорошо, если на дворе лето, когда более-менее светло и не так холодно, а как быть зимой? Никто не примет во внимание жуткий токсикоз - тошноту и слабость - стой у стенки, жди своего талончика. А не успеешь, на следующее утро снова приходи, еще раньше, чтобы уж наверняка. Тебя со всех сторон обчихают, обкашляют, затолкают (в поликлинике не делают скидку на положение, особенно когда его еще и не видно-то толком). Нарычит ко всему прочему сонная лаборант - не ту руку ты ей суешь для забора крови…
Платное наблюдение - тоже далеко не панацея. Во-первых, во многих даже самых крутых алматинских клиниках сидят те же врачи, что и в простых "жэкашках". До обеда они отрабатывают ставку в поликлинике, после - бегут на подработку в частный центр. Врачей у нас, как известно, не хватает…
Наблюдение в Алматы стоит минимум 70 тысяч тенге за весь срок беременности, часто сюда не входит стоимость анализов и регулярных УЗИ. Сейчас, в кризис, это может стать роскошью, которую себе при всем желании даже далеко не каждая жительница столицы может позволить. В регионах дешевле и проще, но там средняя зарплата в 25 тысяч тенге и остановившиеся предприятия - тоже особо не разгуляешься.
Хотя на селе, наверное, и 2500 тенге - неплохое подспорье. Именно такую сумму единовременной помощи в вышеупомянутом Щербактинском районе по рекомендации врача-педиатра может получить молодая мама. Два расчетных минимальных месячных показателя, если нет молока и нужно искусственное питание, семья малообеспеченная или женщина больна ВИЧ или СПИД. Как говорится, не дай бог нуждаться в деньгах по такой страшной причине. Кстати, банка искусственного питания для новорожденного стоит минимум 1000 тенге, и хватит ее от силы на несколько дней… Смешная помощь, что и говорить.
Кстати, сами щербактинские чиновники подчеркивают: в регионе создан и работает специальный штаб по снижению уровня младенческой и материнской смертности. Так и представляются хмурые собранные люди в белых халатах, сидящие в блиндаже. Завинтили гайки, контролируют врачей, пугая серьезной ответственностью за халатность - это хорошо. Но если женщины питаются одними макаронами, потому как на большее денег нет, если имеют букет заболеваний, доставшихся от таких же нездоровых партнеров (да и в историях болезней рожениц все чаще мелькают пометки: "Состоит в гражданском браке"), то о каком младенческом здоровье можно говорить? Нет культуры качественных отношений, нет культуры заботы о своем здоровье, в конце концов, просто нет денег и не до сантиментов уже…
Справедливости ради стоит отметить, такие проблемы сейчас не только у нас. Во вполне себе европейской Эстонии рассматривают законопроект, который даст акушеркам те же права, что и гинекологам (кроме разрешения делать кесарево сечение). То есть акушерки смогут наблюдать нормально текущую беременность, плюс нововведение позволит разгрузить врачей, которые смогут больше внимания уделять патологиям, что значительно сократит очереди и повысит качество врачебного контроля. В Белоруссии приглашают канадских исследователей, чтобы широко пропагандировать грудное вскармливание.
Впрочем, если верить теории рационального выбора, исходя из которой люди женятся и рожают детей исключительно потому, что это доставляет им удовольствие, и вопреки социальным аспектам, значит, у нас еще не все потеряно… В следующем году будут увеличены единовременные пособия на рождение четырех и более детей - с 30 до 50 минимальных расчетных показателей (это около 70 тысяч тенге вместо сегодняшних 30 тысяч), на 20 процентов вырастет и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до года. Учитывая скорость инфляции, деньги небольшие, однако роддома все еще не закрываются, напротив, даже переполнены. И это вселяет надежду.

Фото с сайта http://salon4u.ru

Автор: Ilham Valiyev