Буквально на выходе из пражского аэропорта удивили крики: “Позор! Позор!” – и дальше что-то по-чешски. Покрутив головой, я выяснил, что источником этих криков были полицейские. Подъехав на патрульной “Шкоде”, они пытались что-то втолковать каким-то прохожим. Как оказалось, стражи порядка вовсе не хотели никого заклеймить, а слово “позор” по-чешски означает “внимание”.
Далее, спустившись в метро, увидел массовый забег граждан, включая стариков с костылями. Бегут в метро, а не идут, потому что местные проездные билеты, по-чешски – езденеки, стоят дорого и рассчитаны на определенные промежутки времени. Самый дешевый стоит двадцать четыре кроны – один евро, то есть 195 тенге, и ездить по нему можно на общественном транспорте только в течение получаса. Но использовать его в автобусе, а потом на метро никому не советую, так как в Праге о-очень большие штрафы за просрочку билета. Убедился в этом на собственном опыте. В метро на любой станции может подойти контролер и с помощью электронного устройства считать время на вашем езденеке, и горе вам, если не уложились в отведенные стоимостью минуты. На последней истекающей секунде могут оштрафовать любого в размере 800 крон – шесть с половиной тысяч тенге! В первый же день, еще не разобравшись с кроно-минутами, налетел на контроль в виде двух пожилых пражан, которые наметанным глазом мгновенно определяют в толпе туристов и кидаются к ним с электронными сканерами. Пришлось заплатить.
Это, конечно, ужасно неприятно. Но могу отметить и приятные моменты. Так, например, бросилось в глаза наличие в метро отдельных лифтов для инвалидов и мамаш с колясками. Эти лифты доставляют их прямо на нужную платформу.
Выходишь из метро в Старом городе и попадаешь будто на подставку для огромных разноцветных тортов. На красивейшем центральном проспекте справа и слева расположены роскошные отели, рестораны и торговые центры. Здесь представлено множество популярных европейских и мировых брендов. А на газоне перед дворцами в стиле барокко и фасадами в стиле модерн греются на солнце местные бомжи, обычно по двое. Встречаются они довольно часто, так же, как и нищие, просящие милостыню, и повсюду. В торговых центрах, заполненных качественной, но довольно блеклой одеждой (особенно на наш взгляд восточного человека, привыкшего к ярким краскам), в любое время дня практически нет покупателей. Женщины гуляют в основном по отделам косметики и бижутерии. Цены в сравнении с алматинскими можно определить как средние. Вот только алматинцу выбрать что-либо в пражских магазинах, за исключением бутиков с классической мужской одеждой, довольно трудно. Большинство витрин завалено мятым и блеклым тряпьем: клетчатыми рубашками, бесформенными футболками и вываренными в хлорке рваными джинсами. С обувью лучше, но не особенно. У нас на родине выбор несравнимо больше. В салонах с богемским хрусталем редкие покупатели – исключительно туристы, так как цены немаленькие, особенно в центре.
Такой игнор шопинга со стороны местных жителей происходит в основном из-за дороговизны энергоносителей: в Чехии за коммунальные услуги в среднем платят от 3000 до 5000 крон, что по сегодняшнему курсу составляет от двадцати пяти до сорока тысяч тенге. Соответственно дизельное топливо и бензин для автотранспорта тоже дороги. Литр дизеля стоит в пересчете 312 тенге, литр 95-го – 316 тенге и 98-го – 332 тенге. Разумеется, с такими ценами никаких джипов на пражских улицах не увидишь. Видел всего раз “Тойоту-Прадо” у итальянского посольства. В основном же чехи ездят на малолитражках. Среднестатистической зарплатой в Чехии официально считается 1000 евро в месяц. Однако, по словам бывшего алматинца – ныне пражанина, заполучить работу с такой оплатой – удача.
В частности, работа в полиции считается высокооплачиваемой и составляет в среднем на сегодня 1253 евро. Но с 1 января 2013-го в среднем зарплаты похудеют на 28 евро, так как планируется расширить штат на 200 человек. Об этой работе мечтают многие, так как через пятнадцать лет службы полицейские уходят на пенсию.
В одном магазине случайно услышал крик души, а точнее, рассказ продавщицы и матери-одиночки о своей жизни. Получает она не тысячу евро, а десять тысяч крон – чуть больше четырехсот евро. У нее двое детей, живет она в двухкомнатной квартире в Праге, а работает в Карловых Варах. За квартиру платит пять тысяч крон в месяц, что составляет половину ее зарплаты. Благо детские сады и высшее образование в Чехии бесплатные. Но все равно, если бы не помощь родителей из Словакии, ей с сыновьями пришлось бы туго. Кстати, на самых низкооплачиваемых работах в Чехии нередко увидишь здоровых мужчин от 35 до 60 лет. Это могут быть дворники, официанты, контролеры в метро или продавцы в любых магазинах. Значит, хорошо оплачиваемую работу найти в Чехии трудно? Как бы то ни было, но ни одного объявления со словом “Требуется” на какую-либо вакансию я нигде не видел.
Так как Прага живет в основном за счет туризма, то деньги здесь делают буквально на всем. В частности, на местоположении торговой точки. Если основные продукты в Праге можно купить в среднем дешевле, чем в Алматы, к примеру, мясо стоит по сортам от 850 тенге (в пересчете с крон) за кусок с костью до 1400 тенге за килограмм нарезанных стейков, то к ценам в центре эта дешевизна не имеет отношения. Зато на овощи и фрукты цены немалые. На одном из старейших в Европе рынке (надпись свидетельствует, что он был заложен в 1232 году!), который называется “Хавелске Тржиште” (то есть торговля съестными продуктами), один килограмм клубники стоит 1200 тенге, столько же просят за персики. Мандарины – уже 1600 тенге за килограмм, а киви – 800 тенге. Торгуют тут также дорогим чаем, кофе, орехами, а также всевозможными сувенирами.
Здесь же подскакивают к туристам уличные менялы валюты. Но на улице лучше не менять, местные говорят: могут всучить фальшивки. Менять деньги лучше всего в туристических центрах. Можно и в метро, да не нужно. На вывеске обменника висел весьма заманчивый курс, я “купился”, но деньги обменяли совсем по другому – несимпатичному курсу, а разговаривать, кроме как по-чешски, кассир отказалась, несмотря на то что сначала прекрасно поняла по-английски, чего и сколько я хотел поменять.
Любопытно было также наблюдать, как в одном маленьком кафе, где я был единственным посетителем, официант старался “выжать” максимум выгоды из моего посещения. Помимо заказа он принес мне салат и мороженое, которые я не заказывал, но был так предупредителен, что я все это съел и еще и на чай оставил.
Запомнились две девочки-скрипачки, которые играли прямо у ворот своего дома. Им охотно бросали монеты. И в какой-то момент около двадцати американских туристов одновременно как по команде принялись их фотографировать. Младшей музыкантше очень хотелось убежать, но она мужественно выдержала фотосессию и доиграла мелодию до конца.
Но самое излюбленное место нищих и музыкантов – Карлов мост. Там можно увидеть и колоритного шарманщика со старинным инструментом, и студенческий квартет, и попрошаек. Один из нищих приходит “на работу” вместе со своей собакой.
Однако рук люди не опускают и пытаются зарабатывать как могут. Кто-то продает старые серебряные украшения с чешскими гранатами, называя эти изделия антиквариатом. При этом среди груды сомнительного старья попадаются и настоящие раритеты. А вот на Бреховой улочке, что в Йозефовом квартале, один из владельцев магазинов честно назвал свой бутик “Старые часы”. Там действительно продаются бэушные будильники и настенные ходики. Однако не все предприниматели ведут честную игру: как раз когда мы гостили в Праге, по чешскому телевидению показали сюжет об отравлении людей крепкими спиртными напитками. Как оказалось, беспринципные коммерсанты вместо этилового спирта использовали метиловый. В итоге 26 человек спасти не удалось…
В целом же Чехия довольно успешно справляется с экономическими трудностями, о чем свидетельствует возведение новых микрорайонов, строительство новых автомобильных развязок и отсутствие оттока населения. Ну и оптимизм ее жителей!