Контрабандное зелье позапрошлого века

Горячительные напитки неизменно вызывали головную боль не только у тех, кто к ним прикладывался, но и у тех, в чьи обязанности входило отслеживать нелегальный провоз алкоголя. Так, в январе 1897 года управляющий акцизными сборами Туркестанского края и Семиреченской области г-н ЗВЕНИГОРОДОВ докладывал начальнику Семипалатинского таможенного округа, что в огромных количествах стала ввозиться дешевая низкопробная китайская водка “джун-джун”. Управляющий сетовал: “Дознания дают право утверждать, что в пограничных с Китаем местностях дешевая, 2 рубля за ведро, дурно очищенная китайская водка совершенно заменила наши крепкие напитки, и ввоз ее в наши пределы сделался явлением заурядным. Не говоря уже о том, что китайский спирт “джун-джун”, крепостью от 45 до 69 процентов, почти не очищенный, является вредным для здоровья. Водворение его нежелательно еще потому, что производится корчемным способом, без оплаты акцизом и патентных сборов, чем наносится ущерб казне и заводовладельцам, производящим крепкие напитки”.

Чиновник просил принять жесткие меры к контрабандистам, ввозящим дешевое некачественное пойло. Вряд ли думал г-н Звенигородов, что через сто лет его служебные “потомки” на той же границе будут вести борьбу с “джун-джуном”. Измеряемая уже не ведрами, а разлитая в пластиковые бутылки, китайская водка в конце 1990-х вновь стала бедствием для казны. Вот и спорь после этого с мнением, что ничто не ново под луной.

Купцы Семипалатинска искали способы, чтобы защититься от контрабандных конкурентов. Например, известный магнат ПЛЕЩЕЕВ начал разливать пиво в фарфоровые бутылки с именной подписью.

Не новы и старания провозить через границы наркотики. И хотя считается, что контрабанда наркотических веществ – болезнь ХХ века, эту проблему приходилось решать еще в позапрошлом столетии. Тогда торговля опиумом не входила в число категорически запрещенных. Тем не менее весной 1850 года начальник Сибирского таможенного округа отправил начальнику Усть-Каменогорской таможенной заставы предписание: “По дошедшим до меня сведениям, что некоторые из торгующих в Семипалатинске купцов намереваются провезти тайно за границу опиум, предписываю принять по дистанции самые бдительные меры к воспрепятствованию тайного провоза”.

Словом, бесповоротно меняется только календарь. А люди с их нравами, стремлениями и проблемами остаются все теми же. Глядишь, и еще через сто лет наши правнуки будут ловить контрабандистов с “джун-джуном”, разлитым в какие-нибудь фантастические для нас матрицы.

Семей