Нехватка кадров? Зато экономия фондов!
Начальник изолятора временного содержания (далее ИВС) капитан Н. был назначен оперативным дежурным РОВД. Одной штатной единицы в отделе не хватало, и стоило кому-то заболеть или уйти в отпуск, как сразу же образовывался дефицит кадров. Областное начальство, греющее свои обширные седалища в мягких креслах, считало, что четверо опердежей (опердежурные) для одного РОВД будут непозволительной роскошью. Еще чего – давать им всего за один день дежурства трое суток отдыха! Поэтому время от времени их должностные обязанности приходилось исполнять другим офицерам – следователям, дознавателям или оперативникам. В этот раз вот пришлось начальнику ИВС.
Отметим, после распада СССР везде воцарился самый настоящий бардак. И органы милиции не стали исключением. В районах начались веерные отключения электроэнергии, и поселки наслаждались сиянием лампочек Ильича не более 6 часов в сутки.
Отключали свет и в РОВД, а это сильно затрудняло проверку камер ИВС. Попробуй-ка со своей керосиновой лампой или полудохлым фонариком разглядеть через “кормушку” (окошко в двери, через него сидельцам еду подают), чем следственно-арестованные там занимаются!
На дежурство обычно заступали втроем – оперативный дежурный РОВД, его помощник и дежурный ИВС (старшина или сержант).
Капитан Н. принял суточное командование в 9 часов утра, и предстояло ему провести в прокуренной дежурке целые сутки. Сначала все шло нормально, но стоило личному составу к вечеру раствориться по неисповедимым для обычного разума направлениям, как началось. То дом обнесли, а никого по адресам проживания помдеж отыскать не может. То соседи подрались, а участковый как сквозь землю провалился! Словом, пришлось опердежу попсиховать, прежде чем его помощник отыскал полупьяных коллег и направил их по адресам.
К полуночи вроде все затихать стало. Но только капитан решил проверить записи в журнале, как запертая дверь РОВД затряслась от мощных ударов.
Без вести пропали
Помощник дежурного сержант К. осторожно приоткрыл окошко и спросил, кто пришел и чего ему надо? В ответ раздался возмущенный голос: вы там спите, а у нас скотину со двора увели! Оказалось, это примчался местный каменщик по имени Резван. Он, услышав около полуночи подозрительный шум во дворе, вышел и обнаружил, что в сарае нет ни коровы, ни полуторагодовалой телки.
– Чего сидим?! Эти гады наверняка в лесополосу скотину вывели и сейчас там режут. Бери пистолет – и айда!
Но вот в чем проблема: оперативный дежурный ни при каких обстоятельствах не имеет права покидать РОВД. А сколько он ни крутил диск телефона, так и не смог дозвониться ни до дежурного следователя, ни до оперов... Что делать? Не смог найти дежурную опергруппу? Значит, сам виноват: позволил преступникам уйти. Покинул РОВД? Нарушил приказ и опять, получается, виноват. Та еще дилемма. Мелкие кражи, пьянки и деревенские триллеры: будни полицейских в казахстанских селах
И капитан на свой страх и риск решил ехать на розыск преступников.
“По крайней мере, подозреваемых возьмем и преступление раскроем, – подумал он. – А там, пусть хоть выговор! Зато потерпевшему в глаза смотреть не стыдно будет”.
Сел в “шестерку” хозяина пропавшей скотины и поехал с ним в сторону лесополосы. Надо сказать, каменщик как в воду глядел. Не успели они проехать и пяти километров, как вдруг увидели метрах в двухстах от дороги какой-то свет. Резван ехал с выключенными фарами, чтобы раньше времени не привлекать внимания преступников. Притормозив, они с капитаном вышли из машины. Вскоре увидели в кустах “Жигули” первой модели и мотоцикл “Урал” с коляской.
Рядом возились трое незнакомцев, которые прямо на земле разделывали тушу коровы.
В призрачном лунном свете их скорченные фигуры напоминали жутких вурдалаков, терзающих в ночи свою жертву.
Капитан достал из кобуры пистолет “Макаров” и, заорав: “Всем стоять, а то стрелять буду!”, выскочил из-за кустов. Следом выбежал и Резван.
Увидев сотрудника милиции, трое незнакомцев сначала замерли на месте, а потом кинулись в разные стороны. Двое запрыгнули в “копейку”, а третий пнул кикстартер мотоцикла и помчался в сторону города. Каменщик и милиционер погнались за “Жигулями”. Его водитель вскоре сделал роковую ошибку. Вместо того, чтобы выскочить на трассу и попытаться уйти, он поехал в сторону поселка. А когда переезжал через железнодорожный переезд, машину так подбросило на рельсах, что мотор заглох: со свечей зажигания слетели наконечники.
Водителя взяли в тот момент, когда он, открыв крышку капота, пытался воткнуть провода на место. Но его подельнику все-таки удалось скрыться.
Решив, что далеко тому не сбежать, капитан надел на задержанного наручники и отправил каменщика за понятыми.
Спасибо, что не посадили!
Раскрытие железное – ведь в “Жигулях” лежало мясо недавно зарезанной телки. Кроме того, капитан обнаружил в багажнике и орудия преступления – веревки и окровавленные ножи. А в лесополосе осталась неразделанная туша несчастной коровы. Да и руки у подозреваемого тоже были запачканы свежей кровью.
В РОВД уже дожидался дежурный следователь с операми. Высказав им все, что он думает по поводу их гадкого поведения, капитан отправил опергруппу вместе с хозяином похищенной скотины на осмотр места происшествия. Подозреваемого тем временем отвели в камеру.
По пути он все время кричал, будто бы у него родственники в КНБ работают. И обещал уволить всех милиционеров.
Утром, доложив начальнику о ночном происшествии, капитан отправился отдыхать. Кстати, ни ругать, ни хвалить его руководство не стало. Да, одного из подозреваемых он задержал, однако все-таки не имел права уходить из РОВД.
Но не прошло и часа, как отдыхающего вдруг опять вызвали на службу. В дежурке рядом с начальником и заместителем РОВД топтались четверо незнакомцев. Вид у них был чрезвычайно важный и надменный. Трое немедленно предъявили свои удостоверения, в которых значилось, что они сотрудники областного УВД. Отдел кадров там и прочее. Про своего четвертого спутника они сказали, будто он высокий чин из КНБ.
Затем тут же начали допрашивать капитана. Вопросы сыпались как из ведра. На каком основании он превысил свои служебные полномочия? Зачем в нарушение приказа покинул РОВД и, главное, задержал ни в чем не повинного гражданина?
Того, к слову сказать, уже выпустили. И теперь он гордо стоял, шмыгая носом и поминутно бросая на милиционера торжествующие взгляды.
Один из “ходоков”, тот, которого представили как сотрудника КНБ, заявил, что возбудит в отношении капитана Н. уголовное дело.
И тот не выдержал. Он потребовал, чтобы сей гражданин немедленно предъявил ему свое служебное удостоверение. Каэнбэшник заметно стушевался. Тогда ему на помощь подоспели трое гостей из УВД. Они хором зашипели:
– Ты что, с ума сошел? Он же тебя посадит!
Однако капитану терять было уже нечего, и он твердо пообещал написать рапорт, а если понадобится, то и министру ВД РК.
– Что вы меня запугать пытаетесь? – спросил он. – Сами-то здесь как оказались? Откуда узнали? Примчались, чтобы вора отмазать? Он родственник ваш, что ли? Надо сказать, эскапада эта внесла в ряды гостей заметное беспокойство.
Разозленного капитана взял под руку начальник РОВД и попросил успокоиться. Мол, они сейчас во всем разберутся.
– Что тут разбираться? Они же приехали, чтобы ворюгу вытащить!
– Слышали? – обернулся к гостям начальник РОВД. – А он ведь прав!
Приезжие, сделав круглые глаза, топтались на месте.
– Ваше удостоверение! – приказал он их спутнику.
Тот протянул ему документ в черной обложке.
– Так оно же у тебя ненастоящее! – нахмурился подполковник.
– Да нет, вы ошибаетесь… – от его былой уверенности не осталось и следа.
– Нет, документ не отдам! – ответил начальник РОВД. Отсидевший за подделку документов казахстанец придумал уникальный стартап для заключенных
– Не имеете права! – взвизгнул каэнбэшник.
– Пойдем лучше ко мне в кабинет, разберемся, кто и что имеет... – прозвучало в ответ.
Подозреваемого отвели обратно в камеру. А подполковник со своим “гостем” общался довольно долго. В итоге спустя часа три из Уральска прибыли какие-то люди и увезли каэнбэшника с собой.
Позже выяснилось, его служебное удостоверение действительно оказалось подделкой.
Но, как установили эксперты, весьма неплохого качества. Сам же он был обычным мошенником. И, представляясь сотрудником спецслужбы, не раз выгораживал своих подельников – барымтачей. В итоге сели все. И он сам, и те трое, которые воровали скот. Правда, двоих задержали позже.
А вот сотрудники областного УВД, которые примчались прикрывать своего знакомца – фальшивого каэнбэшника, можно сказать, отделались легким испугом.
Им не дали даже устного выговора. Почему? Да чтобы не светиться перед вышестоящим начальством. Представьте, что ждало бы руководство УВД, если бы оно призналось, что их подчиненные прикрывают аферистов и воров? Впрочем, капитан выговор тоже не получил. За то, что он задержал преступника и раскрыл серию краж скота, его отблагодарили нервотрепкой. Но, наверное, и на том спасибо. А то бы еще посадили за верную службу…
АЛМАТЫ