Конкурс пианистов имени Фредерика Шопена

А международный конкурс пианистов, проходящий раз в пять лет демонстрирует качество мировой пианистической школы. Приятно отметить, что в этом году в финале лидерство у России. Из столицы Польши – «Новости культуры».

В Польше Шопен – икона. Музыка композитора звучит в храмах, музеях, концертных залах и парках. Порой заиграть полонез Фредерика Шопена может даже обычная скамейка.

Звучащими скамейками здесь никого не удивишь. Тем более если они звучат вблизи памятника композитору, в центре Варшавы. В эти дни здесь особенно многолюдно – в столице проходит Конкурс имени Шопена. И услышать его музыку и не увидеть то, каким его увидел архитектор Вацлав Шимановский – непростительная оплошность. В 1926 польские власти задумывали комплексное восстановление памяти о композиторе, которого уже были готовы забыть: открытие памятника и конкурса. Памятник открыли, а вот первый конкурс состоялся позже, в 1927. Победу тогда одержал советский пианист Лев Оборин.

Сейчас финал конкурса тоже выглядит по-русски. Его уже так и назвали – «финал а ля рюс». Из десяти его участников пять – из России. Среди них – лауреат последнего конкурса имени Чайковского Мирослав Култышев, а также участник конкурса «Щелкунчик» и обладатель третьей премии последнего Евровидения Даниил Трифонов.

Вышедшего со сцены Даниила обступают корреспонденты и поклонники. Кстати, всего на конкурсе имени Шопена работают 50 съемочных групп. Однако Трифонов думает не об этом, а о том, как сложно попасть в нужное для исполнения этой музыки состояние.

«Шопен настолько тонкий, что малейшее непопадание в состояние ведет либо к пошлости, либо к академизму. Это как по лезвию ножа», - говорит исполнитель.

О том же говорила и пианистка Белла Давидович. В 1949 она сама выиграла шопеновский конкурс и теперь может сравнивать то, как играли 60 лет назад и как это делают сейчас: «Темпы увеличились. Все идет быстрее, играется быстрее. Этюды, к сожалению, полонезы. Но что делать? Время такое – все убыстрилось».

Даже на пост-концертную рефлексию у поляка Павла Вакарецкого времени остается очень мало.

Всех удивляет в этом году отсутствие в финале представителей азиатских стран. Что в последнее время – нонсенс.

Председатель жюри конкурса им. Ф. Шопена Анджей Ясиньский говорит, что для него «это тоже большой сюрприз. Они интеллигентные пианисты, играют технично, хорошо. Но у русских есть лиризм – также, как у поляков, у болгар. Для Шопена очень нужный».

Тем не менее, среди слушателей – очень много представителей из стран Азии. В свободное от конкурсных прослушиваний время они приходят в Костел Святого Креста, где в капсуле замуровано сердце Шопена. В несколько раз увеличилось в эти октябрьские дни и число посетителей открытого в этом году Музея польского композитора. На месте старого, с обыкновенными коллекциями, в Варшаве появился новый, современный музей.

«Просто нам хотелось, чтобы человек не только больше узнал о музыке и о жизни Шопена, но и полюбил то, что он написал. Если бы мы делали это традиционно, это было бы скучно и неинтересно. А так – благодаря мультимедийным технологиям – слушатель становится соучастником жизни композитора», - говорит сотрудник Музея Фридерика Шопена Ивона Сыговская.

Одним движением руки загорается зеленый свет и звучит музыка Шопена. Впрочем, для Варшавы это не новость.

Источник: телеканал Культура.