Конец "третьего мира"?

***
Если 1989 год, на фоне заката коммунизма, ознаменовался концом "второго мира", то 2009 год стал свидетелем конца того, что называли "третьим миром": сейчас мы живем в условиях новой, быстро изменяющейся многополярной мировой экономики, где Север и Юг, Восток и Запад - теперь всего лишь обозначения на компасе, а не предопределенные экономические судьбы.
Бедность по-прежнему сохраняется и ее необходимо преодолеть. "Несостоятельные" государства по-прежнему существуют и эту проблему необходимо решить. Глобальные проблемы усугубляются и требуют решения. Но наши подходы к их решению претерпевают изменения. Устаревшие деления на "первый" и "третий" мир, доноров и просителей, ведущих и ведомых больше нам не подходят.
Сейчас мы уже наблюдаем напряженность, связанную с принципом многосторонности. Дохийский раунд переговоров в рамках Всемирной торговой организации и переговоры по проблеме изменения климата в Копенгагене показали, как трудно будет распределить общие блага и ответственность между развитыми и развивающимися странами. Обсуждения также выявили весь спектр других надвигающихся проблем: водные ресурсы; болезни; миграция; демография; а также нестабильные государства и государства, преодолевающие последствия конфликтов.
Решение крупных международных вопросов без поддержки развивающихся стран и стран с переходной экономикой уже невозможно. Однако, признавая в качестве нового форума для дискуссий "Группу двадцати", мы должны быть осторожными, чтобы не навязать миру новую жесткую иерархию. Мы также не можем смотреть на меняющийся мир сквозь призму старой "Группы семи"; интересы развитых стран, даже если они руководствуются благими намерениями, не могут представлять точку зрения стран с формирующимся рынком.
Обновление принципа многосторонности связано не только с тем, что развитые страны должны учиться приспосабливаться к нуждам развивающихся держав. Вместе с обретением влияния приходит ответственность. Развивающиеся страны должны признать, что теперь они - составная часть общемировой системы, заинтересованных в существовании прочных многосторонних учреждений.
Не можем мы также отступить на позиции "старой геополитики". Концепция "новой геополитики многополярной экономики" требует разделения ответственности на фоне признания различных точек зрения и обстоятельств для формирования взаимовыгодных и системных интересов.
Рассмотрим, например, финансовую реформу: безусловно, нам необходимо более эффективное финансовое регулирование. Однако здесь следует опасаться непредвиденных последствий, таких как финансовый протекционизм. Нормативные положения, согласованные в Брюсселе, Лондоне, Париже и Вашингтоне, возможно, работают для крупных банков, но именно они способны "задушить" экономические возможности и рост в развивающихся странах.
Уолл-Стрит продемонстрировал опасности, связанные с финансовой недальновидностью, и нам следует проявлять осмотрительность и принять серьезные меры. Однако финансовые инновации при правильном использовании и надлежащем контроле привели к выгодам в производительности и защитили от рисков, в том числе для развития. Популистский подход "Группы семи" может подорвать возможности для миллиардов людей.
Рассмотрим изменение климата: меры в этом направлении могут быть увязаны с задачами развития и получить поддержку развивающихся стран, желающих встать на путь низкоуглеродного развития, - но только если не пытаться "надеть на них" эти меры, как смирительную рубашку. Развивающиеся страны нуждаются в поддержке и финансовых ресурсах для инвестиций в экологически более чистые варианты экономического роста. 1,6 миллиарда жителей планеты не имеют электроэнергии. Безусловно, мы должны заботиться об окружающей среде, но при этом нельзя допустить, чтобы в африканских странах дети делали уроки при свете свечи, нельзя лишать африканцев возможности работать на промышленных предприятиях. Перед нами стоит задача - оказать содействие переходу стран на более чистые источники энергии без ущерба для населения в плане доступности обслуживания, производительности и экономического роста, позволяющих избавить от нищеты сотни миллионов людей.
Рассмотрим антикризисные меры: в условиях, когда весь мир находится на переходном этапе, опасность заключается в том, что развитые страны сосредоточат усилия на проведении саммитов по оздоровлению финансовых систем или на обсуждении вопросов неэффективности управления в развитых странах, например, в Греции. А развивающимся странам нужны саммиты по оказанию помощи бедным. Учет мнений развивающихся стран - уже не благотворительность и не солидарность, а вопрос собственной заинтересованности. Сегодня именно развивающиеся страны являются факторами роста, импортерами средств производства и услуг развитых стран. Развивающиеся страны не заинтересованы в одних лишь пространных обсуждениях крупной задолженности развитых государств, они заинтересованы в привлечении продуктивных инвестиций в инфраструктуру и развитие детей дошкольного возраста. Они заинтересованы в создании свободных рынков в целях расширения занятости, повышения производительности труда и обеспечения экономического роста.
Новые глобальнее многосторонние учреждения должны действовать оперативно, гибко, ответственно, уметь защитить права и интересы бесправных, располагать необходимыми для этого ресурсами. Для выполнения этой роли Группе организаций Всемирного банка необходимо преобразовать свою деятельность. Эти преобразования должны осуществляться непрерывно, с нарастающим ускорением. Поэтому мы приступили к реализации самой комплексной программы преобразований своей деятельности за всю историю Всемирного банка, включая усиление права голоса и повышение представительства развивающихся стран. Но для решения проблем требуются ресурсы. Для поддержки мер по возобновлению экономического роста и обеспечения эффективного применения обновленного принципа многосторонности в условиях новой многополярной мировой экономики Всемирному банку потребуются дополнительные ресурсы. Если процесс восстановления экономической активности вдруг начнет пробуксовывать, мы не сможем оказать оперативную помощь, не получив на это дополнительных средств. В связи с этим Всемирный банк впервые более чем за 20 лет считает необходимым увеличить свой капитал.
В новой многополярной глобальной экономике, государственная власть, по большей части, по-прежнему будет принадлежать национальным государствам. Но многие решения и источники влияния формируются и существуют рядом с государственными структурами, на межгосударственном и международном уровнях. Современное многостороннее взаимодействие должно обеспечивать активное участие новых субъектов, укрепление контактов между традиционными и новыми субъектами, задействовать общемировые и региональные институты для ликвидации угроз и реализации возможностей, которые превосходят потенциал отдельных государств.
Современная система многосторонних учреждений будет представлять не иерархичную систему, а, скорее, всемирную гибкую сетевую систему наподобие Интернета, к которой будут подключаться новые и новые страны, компании, физические лица, неправительственные организации. Законные и эффективные многосторонние учреждения, такие как Группа Всемирного банка, создадут взаимосвязанную сетевую структуру, которая будет пронизывать все элементы этой динамичной, многополярной системы.
Мы должны содействовать развитию многочисленных центров роста, которые принесут пользу всем.

Роберт Зеллик, Президент Группы организаций Всемирного банка

Автор: Караван.kz