Конец света наступит в Павлодаре?

На днях члены экосовета при областном акимате побывали на озере Былкылдак. В нем долгие годы копились промышленные стоки Павлодарского химического завода, бывшего частью оборонного комплекса СССР. В производстве хлора ПХЗ активно использовал ртуть. Для замеров – так называемого мониторинга – на водоем подъехали экологи-общественники и сотрудники областного управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов. Чиновники уверяют, что регулярно проводят обследования на озере на содержание в нем ртути.

Цех, где применялся жидкий металл, давно уже снесли. К слову, остановили его в 1994 году, признав вредным после шумных возмущений экологов. Позже эксперты сообщили о другой беде – в грунте под заводом обнаружена ртутная масса, которая медленно двигалась в сторону Иртыша. К 2004 году вокруг нее сооружено глиняное ограждение, уходящее под землю на сотни метров. Тогда сотрудники целого ряда природоохранных ведомств заверили, что угроза попадания ртути в трансграничную реку миновала. Ограждение якобы не выйдет за пределы проекта, прозванного “стена в грунте”.

Однако озеро-накопитель все еще беспокоит экологов. И вот взятые пробы воздуха у Былкылдака тут же показали, что он безвреден. Данные по замерам воды сотрудники управления обещали озвучить позже. Но, мол, ранее опасности для окружающей среды тут они не выявили – ни на воде, ни на суше, ни в воздухе. Десятки проб не вызвали тревоги у проверяющих органов. По данным заместителя руководителя управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Айгерим КАБЫЛТАЕВОЙ, на дне водоема площадью 2 100 гектаров скопилось около 1 300 тонн ртути.

Не согласен с доводами о безопасности озера Былкылдак для здоровья и жизни жителей Павлодара независимый эколог Юрий ПАВЛЕНКО. Наш собеседник рассказал, что два года назад, как только был создан экологический совет при акиме Павлодарской области, он предложил в план работы внести два пункта для мониторинга. Задач в регионе перед общественниками много, но Павленко обозначает две главные: озеро-накопитель Былкылдак и последствия воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне на Павлодарское Прииртышье.

– К сожалению, на второй вопрос наши власти не желают обращать особого внимания. Майский, Лебяжинский и Баянаульский районы прилегают к полигону. В Майском мы, независимые экологи, определили радиоактивный фон на уровне около 48 микрорентген в час при норме 12–14. Обратились в департамент по правам потребителей, но реакции не последовало.

Что касается Былкылдака, то тут управление недропользования отреагировало. Хотя толку, что съездили? Сейчас нам выдадут положительные результаты и скажут, что ни в воде, ни в почве, ни в воздухе ртуть не присутствует. Кстати, во время замеров ветер дул в сторону озера, а не с него.

Ртуть никуда не делась! Ее очень много в донных отложениях, а они питают подземные воды в округе! А эти воды поднимаются. Рытвины вокруг водоема заполнены очень опасной водой. В 2014 году результаты показали 200-кратное превышение по ртути в скважинах. Озеро Былкылдак, что у нас под боком, – это опаснейший объект! Рядом работают тысячи людей на предприятиях.

– Юрий Федорович, а еще горожане рыбу на озере ловят…

– Ртути много и в рыбе этой! Раньше люди находили мутантов, сейчас тоже. Рыбаки спокойно себе продают отравленную рыбу в городе. Она питается донными водорослями, и в ней уж ртути довольно много.

– Большая ли проблема – ядовитая рыба на прилавках Павлодара?

– Это огромная проблема и по рыбе, и по составу воздуха, и по донным отложениям. Почему правительство не обращает на нас внимания? Необходимо выделять средства для ликвидации ртути. Что касается рыбы, то надо срочно огородить озеро или поставить пост полиции. Нельзя пускать туда рыбаков!

– Можно долго говорить об опасности озера. В управлении сообщают, что оно не представляет угрозы, и предоставляют данные замеров. А у вас, экологов, есть ли цифры, доказательства?

– Есть косвенные причины того, что озеро опасно. В нашем регионе возросло количество суицидов. В 2014 году было 115 случаев, в 2015 году примерно столько же – около сотни. Ртуть подвергает мозг опасному воздействию, и человек начинает испытывать страх, тревоги.

В 2011 году мы потребовали от областного акимата начать что-то делать с этим озером. Позже били тревогу россияне. К сожалению, когда в бюджете было немало денег, никто не пошевелился. В последние несколько лет акимы Павлодарской области не обращали внимания на эту проблему. А республиканские власти заняты своими делами. С этим озером давно пора покончить! Надо его срочно очистить!

– Это же огромные средства! Там на дне 1 300 тонн ртути!

– Да, немало, но если учесть мировой опыт, то не очень большие средства понадобятся. Хотелось бы, чтобы правительство обратило внимание на загрязнения, ставшие историческими. Историческими! Нужно выяснить досконально, как влияет это озеро на здоровье населения, особенно детей и подростков до 14 лет. Если мы не избавимся от этих загрязнений, то получим много 35-летних стариков. Потому что 1 300 тонн никуда не делись. Проблему надо решать сегодня, а не оставлять ее нашим потомкам. Это античеловечно!

– Вы единственный были в маске во время мониторинга на Былкылдаке…

– Кто говорит, что озеро безопасно, никогда не занимался темой ртути. Я решаю этот вопрос с 1986 года – 30 лет! Тогда мы потребовали перейти от ртутного способа производства к мембранному, что позже и случилось. Также мы настаивали на закрытии завода. Но так как объект был стратегическим, оборонным – там выпускалось химическое оружие – то к нам не прислушались. Меня спрашивали: мол, не против ли я обороноспособности нашей страны. Меня предупреждали, что посадят в психушку или арестуют. В 1987 году нас, нескольких человек, исключили из партии, а некоторых лишили свободы. Меня лично посадили за незаконную организацию митинга.

Я настаиваю, что по Былкылдаку надо объявлять ЧС и проводить более детальные исследования, а затем вовсе очистить его от ртути!.

Павлодар