Кончаю. Страшно перечесть...

Правительству поручено разработать план мероприятий по реализации программы и дважды в год, к 30 января и 30 июля, отчитываться об успехах в деле борьбы.
Итак, она не побеждена. Сила коррупции и прочность ее позиций в нашей стране вновь подтверждены официально.
Если государственная программа принимается на совершенно конкретный срок, то тем самым государство заведомо признает: в течение этого отрезка времени коррупция по-прежнему будет существовать де факто.
История войны с носителями "ручек загребущих" ведет свое начало с 17 марта 1992 года, когда был опубликован указ президента республики "О мерах по борьбе с организованными формами преступности и коррупцией".
В нем, в частности, для государственных чиновников устанавливалась обязательность подачи деклараций об имущественном положении своей семьи и запрещалось получение подарков в любой форме "в связи с исполнением служебных обязанностей".
О наличии в стране коррупции было впервые сказано открыто.
Затем три года о ней вспоминали разве что на заседаниях коллегии генпрокуратуры, но в июле 1998 года неожиданно вышел закон "О борьбе с коррупцией".
Несколько громких дел - и вновь затишье. 14 апреля 2005 года на свет появился указ главы государства "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины, порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц".
А что ждет коррупционеров нынче?
Главная фишка программы, над которой уже не знаешь - рыдать или смеяться - "проведение инвентаризации нормативной правовой базы республики на предмет выявления законодательных и нормативно-правовых актов, способствующих совершению коррупционных преступлений". Это, как вы догадались, была цитата.
Говоря человеческим языком, необходимо внимательно перечесть каждый закон, поскольку он может способствовать коррупции. Понимаете? Не просто покрывать преступников, предоставляя им лазейки и возможность безнаказанно творить свои черные коррупционные дела, а способствовать! Вот это да… То есть мы сами, без какого-либо давления со стороны сотворили такие изумительные законы, которые на самом деле очень удобны для взяточников, расхитителей госсобственности и т.д.
Возникает логичный вопрос: кто же сочинял эти законы и принимал в первом и втором чтениях? И почему сразу ни единому человеку не бросилось в глаза, что документы сии весьма "способствуют"?
Словно в ответ на этот риторический вопрос изумленного автора в свежепринятой программе предусмотрено "введение правового регулирования процессов лоббирования". То есть теперь (теоретически) влиять на написание той или иной статьи закона нашим олигархам и иноземным инвесторам будет затруднительно. Но сможет ли на самом деле государство устоять перед соблазном мощных финансовых вливаний и реально удержать вне влиятельных интересов такую законодательную базу, которая не "способствует"? Верится с трудом...
Кроме того, непонятно, кто будет проводить ревизию нормативных документов. Где найти неподкупных и толковых экспертов, способных одолеть эвересты наших законов и монбланы поправок и дополнений к ним?
Отчетливо ли представляем мы, что это, собственно, такое - коррупция или, не особо задумываясь, лепим универсальный ярлык на весь негатив?
"Коррупция в капиталистических странах - подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц", - сообщает древне-советский словарь иностранных слов.
Само собой понятно, что в советской стране и понятия такого быть не могло. Существовали взятки - малые и немалые, были несчастные взяточники (из первой категории), которых иногда показательно отлавливали и громко судили.
Коррупция, организованная преступность, мафия - это все были потусторонние слова, характеристики отвратительно гниющего капитализма. Но теперь, поскольку мы поспешно выпрыгнули из рубища социализма и тужимся влезть в нечто более стильное, то и термины появились цивилизованные.
Хотя привычка к взяткам не исчезала у нас никогда. Проблема сегодняшнего дня в том, что по-прежнему вылавливается и предается на растерзание грозному суду рыбешка мелкая.
Коррупционеры большого масштаба - недоступны. А стало быть, и пресловутая борьба ведется в основном на бумаге. И, скорее всего, останется таковой и к 2011 году.