Казахстан подал заявку на вступление в ВТО в январе 1996 года. Тогда еще он не был признан страной с рыночной экономикой. Предполагалось, что уже в 1998 году Казахстан может стать полноправным членом ВТО. Но ситуация не раз изменялась и сейчас вопрос о вступлении в ВТО актуализируется практически на всех уровнях.
Правительственная делегация Казахстана во главе с министром индустрии и торговли Адильбеком Джаксыбековым 9-15 июля 2003 года в Женеве провела многосторонние и двусторонние переговоры по условиям вступления республики во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом на состоявшейся встрече казахстанского министра с генеральным директором ВТО Супачаем Паничпакди были обсуждены перспективы развития системы многосторонней торговли и проблемы интеграции Казахстана в мировую экономику.
Многие склоняются к мнению, что для гарантированной защиты от возможного применения другими государствами таможенных сборов и акцизов, для свободного транзита своих товаров через территории зарубежных стран, а также укрепления стабильности и открытости внешнеторгового режима республике необходимо присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО).
В настоящее время эта международная структура, созданная в 1995 году, является одним из главных инструментов реализации идей глобализации и либерализации мировой торговли, связанных с ней экономических операций, урегулирования на многосторонней основе соответствующих правоотношений между 144 полноправными государствами - ее членами, которые после присоединения к ним Китая охватывают почти всю мировую торговлю.
Есть несколько положительных и отрицательных факторов, с которыми может столкнуться Казахстан в связи со вступлением в ВТО.
Так проводимая правительством Казахстана программа импортозамещения, после вступления республики в ВТО вынуждена будет свернуться, что отрицательно скажется на отечественных производителях нефтегазового сектора и горно-металлургического машиностроения.
Одним из отрицательных факторов для производителей и положительным для потребителей будет требование ВТО к качеству товаров, производимых в Казахстане, так как они должны отвечать международным стандартам. Это автоматически повлечет за собой уход с прилавков магазинов низкокачественных отечественных товаров и появление товаров, отвечающих международным требованиям. Как следствие этого, отсутствие мест реализации отечественных товаров низкого качества повлечет за собой разорение местных товаропроизводителей, и повлияет на рост безработицы в республике.
Стоит отметить, что в Казахстане существуют фирмы, которые устоят перед натиском иностранных товаров. Но в большинстве своем некачественную продукцию выпускают мелкие товаропроизводители, так называемый средний бизнес, на который возлагают в правительстве Казахстана большие надежды. И если средний бизнес начнет затухать, то программа правительства потерпит фиаско. Оно, конечно, будет значительно, но не так как опасность социального взрыва.
В свою очередь одним из минусов можно также определить и так называемую либерализацию таможенного пространства Казахстана. Большинство отечественных товаропроизводителей будут проигрывать при таможенном равноправии. В перспективе же казахстанские производители потеряют свои позиции не только на внутреннем рынке, но и не смогут быть конкурентоспособными на рынках соседних государств.
Особое внимание заслуживает сельскохозяйственный сектор Казахстана. В настоящее время не для кого ни секрет, что отечественные фермеры работают на свой страх и риск при хроническом дефиците топливно-энергетических средств, воды в ирригационный период и ценовой политики, которая не всегда соответствует интересам фермеров. При проблемах, сопутствующих в фермерских хозяйствах цена продукта будет на порядок выше. И вряд ли в странах, членах ВТО, существуют подобные проблемы. Как следствие этого появление дешевой, качественной сельхозпродукции и продовольствия извне приведет к массовой безработице в селах.
Массовое закрытие производств и фермерских хозяйств повлечет не только рост безработицы, рост напряженности в казахстанском обществе, но и будет способствовать превращению республики в сырьевой придаток развитых стран.
Как следствие всех минусов можно прогнозировать резкое уменьшение доходов государственного бюджета, что нанесет значительный урон казахстанской экономике.
Какие положительные стороны может получить Казахстан от вступления в ВТО?
Во-первых, возможно увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитие банковской системы и на расширение процесса интеграции в мировую экономику.
Во-вторых, большой плюс для потребителей, они перестанут сталкиваться с низкокачественными продуктами питания и товарами отечественного производства, которые в избытке наблюдаются на прилавках отечественных магазинов.
В третьих, местные производители, товары которых сейчас уже отвечают международным стандартам, будут не только стремиться к повышению качества своих товаров, но и получат реальную возможность выхода на международный рынок.
Как видно из всего вышеизложенного минусов по вступлению Казахстана в ВТО гораздо больше, чем плюсов. Вряд ли кто учитывает тот факт, что развитым странам не нужны конкуренты. При насыщенности иностранных рынков вступление стран со слабой экономикой в ВТО будет только на руку иностранным товаропроизводителям, которые не знают, куда девать свои товары.
Конечно, можно апеллировать к тому, что правительство Казахстана запросит 10-15 летний режим, при котором отечественные товаропроизводители смогут поднять качество своих товаров до международного уровня. Но нужно реально оценивать свои возможности. Вряд ли кто сможет выстоять перед натиском иностранных товаров с низкой ценой и высоким качеством.
Казахстан в настоящее время испытывает трудности в экономической и производственной сферах и не сможет составить конкуренцию своим будущим партнерам по ВТО.
Становится очевидным, что казахстанским товарам на Западе будет перекрыта дорога, а если и открыта, то это будет тропинка, по которой будут просачиваться только единицы. В казахстанскую же сторону после вступления страны в ВТО будут проложены магистрали, через которые хлынут товары из-за рубежа, и это будет не на пользу казахстанским производителям и казахстанскому обществу в целом.