Кому стоит бояться паводка?

Ох уж этот Всемирный банк, всё-то он знает. В феврале, например, в Алматы проходил “круглый стол”, на котором аналитики организации заявили, что ежегодно в Казахстане от наводнений страдает около 300 тысяч человек, а ВВП республики теряет до 3 миллиардов долларов. Насколько эти цифры соответствуют действительности – сказать сложно, статистика и по ликвидации последствий наводнения, и по мерам превентивного характера разрознена и давать ее госорганы не спешат. Зато стабильно перед таянием снега чиновники различных мастей заверяют, что в этом году катастрофы не будет. А когда вода все же смывает в тартарары имущество граждан, а то и их самих – те же чиновники пеняют на капризы погоды.

Вот и в этот раз, пока еще лежат снега, мы поинтересовались в главном ведомстве, ответственном за борьбу с паводками, – комитете по ЧС: чего ждать и как они к стихии готовятся?

Что нам рассказали – смотрите ниже. Спойлер: относительно безопасными признаны только некоторые районы западных областей страны.

– Насколько в Казахстане велика вероятность паводков по вашим оценкам, в этом году? Какие регионы в зоне риска?

– По информации Казгидромета, на начало марта больше нормы объемы влагозапасов в бассейнах равнинных рек Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и Акмолинской областей на 20–70 процентов и снегозапасов на юго-западном склоне хребта Тарбагатай – на 30 процентов (Восточно-Казахстанская область). В других бассейнах рек данные показатели в пределах или ниже нормы.

При этом процесс снегонакопления продолжается. Кроме того, в Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях на 50–90 процентов больше нормы зафиксированы показатели осеннего увлажнения и глубины промерзания почвы в среднем на 15 сантиметров (максимальный – 146 сантиметров).

Более того, наполнение водохранилищ Восточно-Казахстанской (реки Ертис, Ульба, Уба), Карагандинской (Нура, Шерубайнура, Кенгир), Костанайской (Тобол), Акмолинской и Северо-Казахстанской (Есил, Селеты, Калкутан, Жабай, Шагалалы) составляет 70–80 процентов.

Согласно прогнозу погоды, температура воздуха и количество осадков в марте этого года ожидаются выше климатической нормы, при этом возможно выпадение месячной нормы осадков в сутки, которые осложнят обстановку.

Данная гидрометеорологическая обстановка может привести к интенсивному таянию снега, ослаблению ледовых явлений, формированию талового стока, подъему уровней и выходу воды на пойменные участки рек.

В целом, учитывая снижение фильтрации влагозапасов в почву, наполняемость водохранилищ в случае “дружной весны”, имеется высокий риск подтопления населенных пунктов и транспортной инфраструктуры указанных областей.

– Что делается для того, чтобы предотвратить подтопления?

– КЧС определены 505 населенных пунктов (всего 1 055), в которых существует высокий риск подтоплений в период весеннего половодья.

По результатам анализа проведения инженерно-защитных мероприятий в населенных пунктах и прогноза гидрометеорологической обстановки, КЧС рассчитан уровень риска подтоплений населенных пунктов (высокий, средний и незначительный) в 2019 году для паводкоопасных областей.

Так, к высокому уровню риска отнесены населенные пункты Западно-Казахстанской (65), Акмолинской (46), Костанайской (39), Восточно-Казахстанской (24), Карагандинской (20), Северо-Казахстанской (6) областей.

К среднему – Алматинской (43), Кызылординской (31), Актюбинской (25), Павлодарской (8), Жамбылской (6) и Туркестанской (4) областей. Кто виноват в постоянных паводках в Казахстане

И к незначительному – Атырауская и Мангистауская области.

В настоящее время подразделения КЧС вместе с местными исполнительными органами проводят рейдовые мероприятия по определению готовности населенных пунктов к предстоящему паводку.

В рамках рейдов также прорабатываются вопросы состояния защитных дамб, валов и водоотводных каналов.

Уже обследовано 626 населенных пунктов, по результатам чего акимам 60 сельских округов вручены предупреждения о неполной готовности к паводку (в Алматинской – 29, Павлодарской – 8, Карагандинской – 7, СКО – 6, Костанайской – 5, Акмолинской – 4, Актюбинской – 1).

В целях снижения воздействия паводковых и талых вод на население и транспортную инфраструктуру с 2017 года реализуется Дорожная карта по предотвращению и устранению паводковых угроз (на 2017–2020 годы) (637 мероприятий).

За два года уже реализовано 357 мероприятий (на 2019 год 232 мероприятия).

Построены и укреплены 174 защитные дамбы, отремонтированы 119 гидротехнических сооружений, на 64 мостах повышена пропускная способность.

Только за последний год возведено и отремонтировано 240 километров дамб, проведены 55 километров обвалований населенных пунктов и работы на 493 километра русел паводкоопасных рек.

В целях недопущения подтопления местными исполнительными органами:

– из населенных пунктов вывезено более 8,8 миллиона кубометров снега;

– формируются запасы ГСМ (10 тысяч тонн), инертных материалов (256 тысяч тонн), мешков (1 миллион штук) и взрывчатки (10 тонн);

– проведена очистка 16 тысяч водопропускных сооружений под автомобильными, железнодорожными мостами (авто – 13 тысяч и ж/д – 3,6 тысячи).

– Как вы оцениваете работу местных исполнительных органов по предотвращению паводкоопасных ситуаций?

– В целом МИО проводится определенная работа по обеспечению безопасности населенных пунктов от паводковых угроз.

В рамках Дорожной карты по предотвращению и устранению паводковых угроз на 2017–2020 годы в 2018 году из предусмотренных 302 мероприятий Дорожной карты планировалось завершить 198. По факту исполнено 153 на общую сумму 10 миллиардов тенге. По незавершенным 45 продолжается реализация 12 в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Костанайской областях. 33 мероприятия Дорожной карты, по информации акиматов, перенесены на 2019 год: в Жамбылской – 10, Туркестанской – 9, Кызылординской – 6, Алматинской – 3, Карагандинской и Павлодарской по 2, в Актюбинской области – 1.

АСТАНА