В редакцию обратились встревоженные родители детей, которые занимались в кружках алматинского Дворца школьников.
– Я сюда уже второго внука вожу и многого за эти годы насмотрелась, директора меняются постоянно, – говорит алматинка Татьяна СЕМЕНОВА. – А тут мы узнали, что кружки стали закрывать. Впереди лето, вместо того, чтобы открывать новые классы, они выгоняют на улицу педагогов! Кому-то, наверное, понадобилась площадь… – сделала вывод наша собеседница.
И мы отправились во дворец.
– Да, раньше был интернет-класс, но уже почти неделю не работает, все закрыли, говорят, педагог уволился… – пояснили нам на вахте Дворца школьников.
Нам удалось разыскать и того самого педагога, который, как выяснилось, 10 лет занимался с детьми и вдруг вынужден был закрыть дело всей своей жизни. Сейчас Александр НИКУЛЬШИН, руководитель Алматинского центра интернет-образования, ищет новое помещение:
– Мы обучали детей компьютерным технологиям, помогали выбрать профессию – это очень важно сегодня, так как ни они сами, ни их родители часто не ориентируются в современном рынке труда, – рассказывает о своей деятельности Александр Никульшин. – У нас занимались дети с 4-го класса, приходили целыми классами. Работал летний интернет-лагерь, мы проводили много международных конкурсов. За все время через наш кружок прошло более пяти тысяч детей, более трех тысяч педагогов тоже занимались у нас. За 10 лет работы было сделано многое. В этом году у центра – юбилей. Но тут нам сказали, что нужно освобождать помещение, договор с нами не заключают...
Все эти годы детей Алматы интернет-центр обучал абсолютно бесплатно!
Работали во дворце по договору о сотрудничестве. И вдруг встал вопрос об арендной плате. Или, может быть, кому-то просто приглянулось помещение в 100 квадратных метров? Интересно, что думают чиновники из департамента образования акимата г. Алматы? Ведь именно с подачи государственных мужей десять лет назад был создан этот уникальный детский интернет-центр…
Мы дозвонились к специалистам, курирующим вопрос дополнительного образования в акимате Алматы. Оказалось, они в курсе происходящего: центр находился там незаконно, должны были за аренду платить деньги…
Но тогда из логики чиновников вытекает, что о бесплатных курсах для детей можно забыть. Или, по их замыслу, педагоги должны из своего кармана платить в казну, чтобы бесплатно обучать детей?
Но, может, это просто отдельный факт и не стоит обращать на него внимания? Мы поинтересовались, какие кружки еще есть во дворце? Например, чему учат детей в знаменитой обсерватории? Ведь это уникальный объект, который был оснащен мощным телескопом японской фирмы “Марубен”, когда-то школьники из купола дворца наблюдали за кометами, Солнцем, проводили научные исследования. Эта обсерватория даже была внесена в “звездную семью” в Страсбурге!
И мы отправились взглянуть на телескоп. Но на пути у нас встал директор Дворца школьников Куатбек ТУРЫСБЕКОВ и пригласил для откровенной беседы в свой кабинет.
– Телескопа нет, фотографировать нечего, – сообщил он нам. – Куда он делся, я не знаю. Это было еще в 2005 году, когда шло разделение, из дворца уходил Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования. В это время делили всю недвижимость, и телескоп тоже “ушел”…
Куда “ушел” телескоп – неизвестно. Может, где-то стоит в коробке, покрывшись паутиной, или на балкончике в особняке у какого-нибудь проворного чиновника, который любит считать звезды?
В период раздела имущества исчез не только телескоп, но и мебель, автобус, две легковые машины…
Мы прогулялись по дворцу. В широких вестибюлях гуляет эхо, здание строилось с размахом, рассчитывая принять тысячи детей. Но сейчас здесь – тишина. Большая часть классов закрыта. Удручают облупившиеся потолки, будто здесь давно не было ремонта…
– Да, в течение 30 лет во дворце не было капитального ремонта, – подтвердил Куатбек Турысбеков.
Снаружи дворец тоже выглядит удручающе. Главный элемент архитектурного ансамбля – золотой купол – разваливается…
– Это просто несколько металлических конструкций соскочило, – пояснил директор дворца. – Три года назад сделали ремонт. Но говорить о капитальном ремонте купола не можем. Нужны промышленные скалолазы, это работы дорогие…
Зато еще у прошлых управленцев дворца хватило денег на ремонт бассейна. Правда, поговаривают, что в стенах детского учреждения, дескать, работала даже сауна… Кто в ней парился? Наверное, детишки…
Мы задали этот вопрос заместителю директора Шыралы Байымбетову, он заверил, что никакой сауны в здании нет.
Зато вскоре, может быть, появятся другие интересные объекты. Директор поделился с нами своими планами: в столовой, где раньше могли обедать ученики, возможно, сделают бар! Весьма необычный проект для Дворца школьников, не правда ли? Но директор пояснил, что хочет обучать детей специальностям, которые более востребованы в жизни. И планирует готовить официантов и барменов! Но возникает вопрос: кому, интересно, будут бесплатно прислуживать наши дети?
Родители думают, что, дескать, кому-то из чиновников просто приглянулась территория, вот и выживают педагогов понемногу. Но и специалисты департамента образования, и директор Дворца школьников, конечно же, эти слухи опровергли.
– Сейчас у нас насчитывается всего 11 арендаторов. Когда я пришел, их было 38, – говорит директор. – Раньше здесь были художественная галерея, типография, рекламные агентства, туристическая фирма… Сейчас свободных территорий нет, их нам не хватает, – заключил директор.
Между тем в последние годы, несмотря на нехватку места во Дворце школьников, у чиновников хватило совести отщипывать от территории лакомые кусочки.
– Я знаю, что раньше у дворца было около 10 гектаров земли. Сегодня вместе со зданием вся территория составляет 4,2 гектара, – пояснил Куатбек Турысбеков.
А чему удивляться? Это не просто территория – ценные "квадраты" в центре города! Чиновники однажды продемонстрировали свои возможности, закрыв с легкой руки Дворец школьников им. Г. Муратбаева… Теперь на его месте красуется престижный отель. Где гарантия, что история не повторится?
Из ответа Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования:
Сегодня дополнительным образованием охвачено 21,6 процента от общего количества учащихся, в международной практике – 50–60 процентов.
В начале 90-х годов была проведена оптимизация сети организаций дополнительного образования в республике. По сравнению с 1991 годом их количество уменьшилось более чем втрое. Число станций юных техников сократилось в пять раз. Из четырех республиканских организаций дополнительного образования остался только Республиканский Дворец школьников…