Слово, безусловно, мрачноватое. Хотя герои Ильфа и Петрова, как известно, относились к идее строительства крематория в городе Черноморске неожиданно весело. Особенно почему-то пожилые люди, которые на модную шутку: "Ну что, старик, в крематорий торопишься?"- задорно отвечали: "Ага, в наш советский колумбарий!".
Кстати, в советские времена проект был уже почти разработан и для Алма-Аты, но воплощения так и не получил. А самые первые крематории (от латинского cremo - сжигать) были построены в Италии еще в 1875 году. Тогда же была образована Международная федерация кремации, существующая и по сей день и объединяющая 21 страну мира. Программа этой организации, в сущности, проста: просвещать население по части преимуществ данного вида отправки на тот свет.
Каковы же они, собственно? Экономия пространства, сокращение земельных участков, выделяемых для традиционного погребения, в 50-100 раз, то есть рационализация использования земельных ресурсов.
Отсутствие угрозы здоровью и жизни населения со стороны кладбищ-колумбариев, улучшение экологии города, снижение санитарно-экологической напряженности.
Снижение затрат на организацию погребения по сравнению с традиционными похоронами на 25-40 процентов.
Обеспечение безопасности колумбарных захоронений, памятников, обелисков в колумбарном парке, исключение кладбищенского вандализма.
Расширение перечня похоронных услуг, максимальное предоставлением гражданам права на свободный выбор погребения.
Повышение художественно-эстетического уровня похорон.
С проверенными годами и практикой доводами федерации трудно спорить. К примеру, в Алматы сегодня существует 37 кладбищ. Большие и маленькие, эти грустные места занимают территорию почти в 2000 гектаров. Крематорий же, извините, "уместится" всего на 1,5 тысячи квадратных метров.
Строительство обойдется казне примерно в 100 миллионов тенге плюс около 500 тысяч евро на оплату оборудования из Чехии. Вопрос: нужно ли это городу? Допустим, Япония, где кремируется 98 процентов покойников, страна маленькая, традиционно приходится землю экономить. У нас же "запас" еще есть и немалый, а денег нет никогда.
Тем не менее городские власти считают, что крематорий - признак цивилизации, который внесет прогрессивные изменения в кладбищенское хозяйство южной столицы. Как ни странно, но экологи всего мира считают, что для урбанизированных "грязных" мегаполисов это просто необходимо. Но, если учитывать особенности национального финансирования, неизбежно возникает второй вопрос: не превратится ли строительство крематория и стены скорби в недострой, как это случилось с несчастным метро? Поскольку сооружение планируется возводить на Бурундайском кладбище, то зрелище тогда будет вдвойне печальным.
Есть и еще один аспект проблемы: крайне отрицательное отношение религии - как христианской, так и мусульманской - к огненному погребению. Тело должно быть предано земле, утверждают представители конфессий. А поскольку сейчас количество верующих постоянно увеличивается - по оценкам экспертов, из общего числа верующих казахстанцев мусульмане составляют 65 процентов, а православные - 30 процентов, то, надо полагать родственники усопших предпочтут соблюсти религиозные заветы. Естественно, они сделают выбор без всякого принуждения, но, по-моему, сторонников традиционного погребения все-таки больше. Мнения горожан по поводу необходимости строительства крематория, собственно, никто не спрашивал. А, сдается автору, надо бы - если не референдум, то хотя бы выборочный опрос провести, прежде чем такое непростое дело затевать. Ветеранов Великой Отечественной войны у нас, конечно, осталось совсем немного, но для них слово "крематорий" напоминает, прежде всего, фашистские лагеря уничтожения.
Психологи считают, что у разных людей разные способы выражения и восприятия скорби, траура. И, по их наблюдениям, для многих кремация ассоциируется с "вратами ада", тогда как земля несет с собой успокоение. Кому-то важно приходить на кладбище и высаживать цветочные узоры, как бы общаясь с душой близкого человека, а кто-то символом вечности избирает барельеф на мраморной стене с урнами...Кремационная архитектура - это особая тема, которую наше общество пока просто не способно воспринять в силу отсутствия каких-либо традиций.
... Итак, земля или огонь? Обе эти стихии готовы поглотить и растворить в себе бренные останки человеческие, но первая - медленно и не очень-то надежно, вторая - мгновенно и навсегда.
Автору приходилось посещать Бурундайское кладбище в обычный, будничный день. Дело было осенью, редкие посетители разбрелись кто куда, и этот огромный город мертвых безмолвствовал, только ветер шуршал какой-то неубранной сухой осокой да вороны каркали, то улетая, то возвращаясь. Было жутко. У маминой могилы валялись чужие выцветшие венки, глинистая почва провалилась и потрескалась. На ней ничего не хотело расти... Нет, пусть будет огонь! Или все-таки: "земля - к земле, прах к праху"?