То, что врач – наиважнейшая профессия на Земле, успели убедиться все. Ведь люди продолжают болеть и испытывать проблемы со здоровьем по причинам, не связанным с известной инфекцией. Отрадно, что есть доктора, которые консультируют граждан бесплатно, по зову сердца. В условиях карантина такие медуслуги бесценны: это и удобно, и безопасно – так пишут благодарные пациенты.
Рабочее место – в Сети
Инициатива столичного врача-кардиолога Жанат СУНКАРБЕКОВОЙ восхитила казахстанцев, ее объявление в “Фейсбуке” было встречено с теплотой и благодарностью.
Жанат Есимовна – одна из первых врачей, кто публично предложила населению бесплатные онлайн-консультации по своему профилю (сердечно-сосудистые заболевания) и оставила для связи номер телефона.
– Я просто поставила себя на место пациентов, которые далеки от медицины, не знают, что делать, если возникли вопросы. Подумала, что они останутся один на один со своими проблемами. А ведь скорую помощь можно вызвать только в крайней ситуации. Всё это может привести к ненужным волнениям, дестабилизации состояния. Тем более что те, кто стоит на учете с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и так имеют повышенную тревожность, – поясняет “КАРАВАНУ” кардиолог высшей категории городской поликлиники № 4 г. Нур-Султана. – Я не инфекционист, пациентами с коронавирусной инфекцией не занимаюсь, но как кардиолог, который имеет опыт работы, решила, что в таком виде моя помощь будет актуальна в этот сложный период.
Это не какая-то сверхсложная задача для меня: да, это отнимает время, но считаю, что мы все должны что-то делать – каждый в меру своих сил.
В первую неделю после публикации к кардиологу было до 20 обращений в день, сейчас их число снизилось – до 5–6. Писали из разных регионов Казахстана, даже из ближнего и дальнего зарубежья.
– Были запросы от пациентов, обследованных по базисной терапии, – нужно ли им изменить или продолжать терапию, если какой-то препарат не шел, что можно сделать? По мере возможностей я старалась их решать. Были экстренные ситуации, когда, судя по жалобам, человеку требовалось немедленно обратиться за медпомощью, даже вызвать скорую. Один из таких пациентов мне потом написал, что вызвал скорую, его положили в больницу и простентировали. Чем конкретнее вопрос – тем, конечно, проще отвечать. Были ситуации, когда пациенты никогда не обследовались, озвучивали неконкретные жалобы и спрашивали у меня диагноз, – решить такие проблемы по телефону сложно, тем более выносить диагноз или лечение. Пациенты скидывали анализы, исследования и просили интерпретацию. Честно говоря, первую неделю у меня была повышенная нагрузка, в том числе все выходные проходили в WhatsApp, но максимально старалась отвечать, учитывая свой опыт. Я достаточно давно работаю кардиологом в амбулаторной службе.
Я рассчитываю отвечать на вопросы до окончания карантина – пока людям затруднительно посещать поликлинику по месту жительства.
Когда же он закончится, граждане уже смогут обратиться к своим участковым терапевтам, кардиологам, и моя помощь не будет столь востребованной.
Шесть десятков врачей принимают… бесплатно
Многие казахстанские врачи ведут свои личные странички в социальных сетях и в довольно демократичной форме общаются со своими пользователями, дают профессиональные советы, ведут вебинары, проводят прямые эфиры, отвечают на личные сообщения. Здесь есть практически все: педиатры, терапевты, урологи, акушеры-гинекологи, офтальмологи, косметологи, мануальные терапевты, психологи и многие другие дипломированные специалисты.
Врачи вошли в положение граждан, которые ограничены сейчас в посещении медучреждений, да и в средствах – тоже. Причем к общению с пациентами на пространствах глобальной Сети открыты не только казахстанские, но и ближнезарубежные доктора.
А одна известная в стране сеть клиник запустила для всех желающих серию бесплатных вебинаров со специалистами своего учреждения. Когда-то, задолго до появления коронавирусной инфекции, довелось услышать мысль одного доктора, что именно за онлайн-консультированием – ближайшее медицинское будущее. И вот оно внезапно наступило.
Лично для меня совершенным открытием стал портал по оказанию медицинских услуг – “1430.kz”, который активно работает с начала этого года. На сегодня там ведут прием почти 2 тысячи специалистов разного профиля, записаться к ним можно как онлайн, так и очно. Интересно, что на период карантина 60 врачей этого сервиса перешли на бесплатные онлайн-консультации и делают это каждый день! По словам разработчиков, во время карантина из всех врачебных специальностей больше всего было обращений за безвозмездными консультациями к терапевту. Слово доктору: почему казахстанцы не верят отечественным врачам
– Раньше подобных консультаций на сервисе не было, но по нашей просьбе часть врачей сделала для пациентов бесплатные онлайн-приемы, – говорит создатель частного онлайн-проекта доктор “1430.kz” Жандос БАХТЫБАЕВ. – Нынешняя ситуация показала, что необязательно ходить к врачу, можно сэкономить время, не стоять в очереди, меньше подвергаться риску заражения и получить консультацию онлайн. До этого очные визиты пользовались большей популярностью, но сейчас люди переходят на формат встреч без физического контакта. Сервис очень удобный, пациент заходит, выбирает врача и время, потом проходит индивидуальная онлайн-сессия, где он может задать свои вопросы. Портал предназначен только для казахстанцев, сейчас мы планируем сделать интеграцию с egov.
Жандос Бахтыбаев даже на страничке в соцсетях опубликовал обращение к врачам Казахстана с просьбой объединиться и показать силу нашей медицины, а точнее: проводить бесплатные онлайн-консультации для жителей нашей страны.
По словам разработчика сервиса это – по сути аналог Яндекс такси, то есть любой казахстанский врач может присоединиться к платформе, чтобы иметь дополнительный заработок.
Пока самые активные – врачи из Нур-Султана, Акмолинской области, Атырау и Алматы. За последние 11 дней число специалистов, зарегистрированных в системе, увеличилось в 4,5 раза и ежедневно растет. В день медуслугами на портале пользуются больше ста пациентов. Также работает круглосуточный номер колл-центра – 1430.
– Это первый подобный продукт в Казахстане, мы получили на него авторское право в минюсте. У нас есть стратегический план, мы и дальше будем добавлять функционал. Сейчас работаем с тем, чтобы пациенты могли загружать свои снимки – КТ, флюорографию, например.
Так чтобы специалист мог их посмотреть, причем мы будем внедрять искусственный интеллект, чтобы эти снимки можно было смотреть в 3D, поворачивать и так далее.
Таким образом, людям, которые проживают в областях, районах, можно будет не везти свои снимки в город, а например, они смогут показать доктору через наш сервис. На сегодня у нас на сайте представлены абсолютно все специализации, которые утверждены министерством здравоохранения.
Спешите воспользоваться данным сервисом, ведь после окончания карантина бесплатных консультаций, скорее всего, уже не будет.
Алматы