Компьютерная наркомания, или Болезнь ХХI века

В недавнем интервью отечественным журналистам психотерапевт медцентра УДП РК Ляйля УТЕНИЯЗОВА вновь выразила обеспокоенность проблемой влияния Интернета на юных казахстанцев, впрямую назвав социальные сети “неким наркотиком”.

Всепроникающие компьютерные технологии накладывают рельефный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Существенно изменяется структура досуга детей и подростков, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

Лавинообразно растет количество детей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия процесса, влияющего на социально-психологическое здоровье подрастающего поколения. Одним из таких последствий является приобретение компьютерной зависимости.

Как уберечь ребенка от этой напасти? Известны ли способы раннего диагностирования проблемы, борьбы с ней?

Не важно, с какой зависимостью мы имеем дело, – наркотической или компьютерной – существует набор очевидных симптомов, общих для всех видов:

– постоянные, систематически возникающие в течение дня мысли об этом виде деятельности;

– значительная взаимосвязь с неспособностью получать удовольствие от других сторон жизни;

– неспособность контролировать, останавливать или прекращать конкретное поведение, даже осознавая его разрушительность;

– беспокойство и раздражительность при попытках извне пресечь это поведение;

– чувство тревоги и волнения при прекращении этого поведения на время;

– использование зависимости с целью избежать ответственности;

– ложь и преувеличение при рассказе о проявлениях этого поведения, уменьшение значимости проблемы для себя и для других;

– интенсивные перепады настроения, связанные с данной деятельностью, в диапазоне от эйфории до стыда, вины и депрессии;

– высокая степень угрозы физическому и психическому здоровью.

Игровая компьютерная зависимость – психическое расстройство, навязчивое желание войти в игру и болезненная неспособность вовремя отключиться от нее. Как любая другая зависимость, это форма ухода от реальности.

Реальности, которая пугает, травмирует, которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми – и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями.

Именно поэтому еще не научившемуся существовать в жестком взрослом мире подростку кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – идеальный выход.

Доктор М. ОРЗАК выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для игровых компьютерных аддиктов.

К психологическим относятся:

– хорошее самочувствие или эйфория в процессе игры;

– сложность, а порой и невозможность остановиться;

– рост времени, проводимого за компьютером;

– пренебрежение семьей и друзьями;

– ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

– ложь членам семьи о своей деятельности;

– проблемы с учебой.

Физическими симптомами считаются:

– синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

– сухость в глазах;

– головные боли по типу мигрени;

– боли в спине;

– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

– пренебрежение личной гигиеной;

– расстройства сна, изменение режима сна.

Эффективная профилактика игровой компьютерной зависимости предполагает несколько групп основных методов.

1. Контроль, самоконтроль и само­оценка. К ним относятся:

наблюдения, которые должны носить систематический характер. Этот метод позволяет отслеживать общение подростка со сверстниками, его взаимоотношения, его поведение в коллективе и в семье. На основе наблюдений можно понять, склонен ли подросток к зависимому поведению, имеются ли проявления симптоматики;

тестирование – грамотно составленные тесты позволяют выявить скрытый, накопившийся стресс и вовремя обратиться за профессиональной помощью или постараться изменить что-то в отношениях с человеком, подверженным игровой компьютерной зависимости;

беседы помогают социальным педагогам выяснить степень информированности подростков в области зависимости и выявить причины возможных отклонений;

опросы помогут понять, что представляет собой конкретный “игроман” и насколько изменилась его душевная конституция. Требования к составлению опросников содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению подростков.

2. Методы формирования сознания. В их числе:

лекция – развернутое и организованное в доступной форме систематическое изложение сущности той или иной проб­лемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания;

диспут способствует формированию суждений. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание подростков к разным научным точкам зрения по проблеме игровой компьютерной зависимости, побуждают к осмыслению различных подходов в аргументации. Обязательное условие проведения дискуссий – наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога;

ролевые игры – проигрывание подростками вариантов поведения обеспечивает формирование у них определенных поведенческих стереотипов, которые способны выполнять функцию внутреннего барьера;

подражание – через подражание у субъекта формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно принятые образцы деятельности.

3. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения. Здесь задействуются:

убеждения, в процессе чего социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Чтобы убеждение достигло своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт;

упражнения призваны обеспечить формирование у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и повторений.

Создание воспитывающих ситуаций в процессе преодоления зависимости применяется в условиях ситуации свободного выбора.

Такой подход ставит подростков перед необходимостью выбрать решение в условиях сложившейся ситуации: уйти от реальности или все-таки попытаться преодолеть свои социальные страхи, суметь адаптироваться к окружающей действительности.

4. И последняя группа методов – это стимулирование и мотивация деятельности и поведения. Здесь по испытанному веками принципу кнута и пряника применяются:

– поощрение, направленное на подкрепление положительных действий, поступков ребенка;

– наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка.

Конечно, по одному краткому материалу невозможно диагностировать и уж тем более устранить опасность негативного компьютерного воздействия на наших детей – над каждым конкретным случаем должны работать педагоги, психологи.

– Главное, уважаемые родители, – говорит председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Нурбек ОРШУБЕКОВ, – не отмахиваться от актуальной проблемы и контролировать активность детей в соцсетях!

 

Светлана ФЕДОТОВА, Алматы.