Авария произошла на подъездных путях Северной промышленной зоны. Она лежит в стороне от жилых построек. Но в этой промзоне находятся склады 25 предприятий: нефтебазы, хранилища газа, угольные тупики, мельницы. Это все пожароопасные производства, которые работают в очень жестких условиях. Последние едва ли не самые опасные – мука взрывается не хуже пороха. Так что заполыхало бы очень сильно. Никому бы мало не показалось.
- ТОО «Кажолтранс» проводило анализ подъездных путей. Там все сгнило от старости. Шпалы деревянные уже не держат рельсы. Из-за этого они не вписываются в шаблон: у нас размер 1520 мм, а там все 1525 мм. Проще говоря, рельсы разъезжаются в стороны из-за того, что шпалы сгнили от старости. Там и просадка путей, - рассказал «Каравану» инженер-энергетик нефтебазы Petro Retil Федор Лавренков. - Картина неважная. Хорошо у цистерны с колеи сошла одна колесная пара. А до этого упал крытый вагон. Слава Богу, он был пустой!
На некоторых накладках отсутствуют болты. Кустовая гнилость шпал. Между путями и за их пределами растет трава. Причем кустится она выше уровня рельсов, чего нельзя допускать по правилам железной дороги. На путях мусор и грязь. Вдоль полотна железной дороги кустарник и деревья разрослись так, что их ветки задевают зеркала маневровых тепловозов. Это выводы осмотра путей, проведенного специалистами «Кажолтранс». Все это отражается и на безопасности работ на подъездных путях, и на качестве работ всей станции Кокшетау-1. В Казахстане нет ни одного города, которому бы не грозила авария энергосистемы
Участок подъездной дороги длиной в 2,7 км от станции Кокшетау-1 до Северной промзоны принадлежит алматинской компании. А она пропала. И никто не знает, где люди, которые в ней работали. А пути разваливаются.
- Представители владельцев пропали еще в апреле. После январских событий, как начали всех проверять, так они перестали выходить на связь. Все бросили и убежали. Полиция нашла контактное лицо. Но его телефон тоже не отвечает. Все хозяйство бесхозное. Документов нет. Никто не обслуживает, – рассказал заместитель директора элеватора ТОО «Асыл Арман» Шамсутдин Бобоев.
Чтобы хоть как-то поддерживать ветку в рабочем состоянии, все предприятия Северной промзоны скидываются на ее ремонт. Сразу после опрокидывания вагона четыре компании собрали по 120 тысяч тенге. Потом десять компаний собрали уже по 130 тысяч.
Понятно, что в отсутствие владельца ветки все эти деньги собирали неофициально. Видимо, также неофициально и ремонтировали пути. Все ради того, чтобы не останавливать производство.
Тот же элеватор ТОО «Асыл Арман» за 10 дней, пока разбирались с цистерной, должен был отгрузить 21 вагон. Все они скопились на станции. На отгрузку владелец вагонов дает 3 дня. После этого идут штрафные санкции. То есть общий штраф для элеватора будет больше 2 млн тенге. Точно так же штрафы заплатили все другие предприятия промзоны, которые висят на одной ветке.
Правда, пока никто не знает, во сколько обошлась авария предприятиям. Штраф владелец вагонов списывает со счета предприятия. Так что свои убытки компании будут считать перед Новым годом.
Полгода назад элеватор платил алматинскому ТОО по 1,5 млн тенге в месяц за пользование подъездными путями. Сейчас он готов платить столько же, лишь бы было ответственное лицо, которое могло бы содержать пути в порядке. Но платить некому. Вот такой бизнес по-казахски: сидишь в Алматы, ничего не делаешь, только выставляешь счета. Так за тобой еще бегают, чтобы ты деньги взял. Мечта, а не бизнес... Дефицит и старение вагонного парка - проблемы, о которых принято молчать
По словам предпринимателей, сейчас решается вопрос о передаче подъездных путей в собственность станции Кокшетау-1 или ТОО «ЦТС» («Центр транспортного сервиса»). ЦТС уже владеет более чем четырьмя сотнями железнодорожных подъездных путей в Казахстане. Если же этого не произойдет, то железнодорожники могут отказаться использовать пути промзоны.
Станция Кокшетау-1 уже разослала всем веткопользователям (так в письме) уведомление, что она просит их рассмотреть варианты выгрузки и погрузки вагонов на других подъездных путях. Это значит, что руководство станции опасается использовать аварийные пути. Особенно для доставки опасных грузов. Это означает, что Северная промзона попросту прекратит работу. Тогда Кокшетау лишится хлеба, угля, газа, ГСМ и строительных материалов.