Вопрос о передаче музея в коммунальную собственность города поднимался еще в 2012 и 2014 годах, тогда это было связано с претензией на работу музея. Мол, не соответствовал ритму времени. В планах было создать на его базе многопрофильный культурно-развлекательный комплекс. Однако все это время учреждение продолжало работать в русле академических взглядов на музейное дело.
– Сейчас в недрах акимата готовится документ о передаче Центрального госмузея в коммунальную собственность города, – говорит первый заместитель директора ЦГМ Бейбиткали КАКАБАЕВ. – В этот раз акимат занял двойственную политику – хотят взять в коммунальную собственность с просьбой финансирования из госбюджета, чтобы улучшить эффективность работы. Что подразумевается под эффективностью, мы не знаем. Ни один из сотрудников акимата как посетитель здесь не был, они звонят, когда высокие гости приезжают. Бывший аким Есимов был один раз, когда шла презентация спортивной формы к Азиаде. Они могли бы прийти к нам, дискуссию провести.
Тем более что здание ЦГМ находится напротив городского акимата через улицу Фурманова. О планах чиновников сотрудники узнали из документов, которые им прислал анонимный доброжелатель по электронной почте.
– Это единственное культурное учреждение, которое имеет научно-исследовательский статус, участвует в фундаментальных проектах, таких мы реализовали 21. Если мы потеряем статусность, нашу научную деятельность, зарубежные коллеги не будут работать с городским музеем, – продолжает заместитель директора по научной работе Бабахумар ХИНАЯТ. – На миллион жителей в Германии приходится 66 музеев, в России, в больших городах – 33, в Казахстане – всего 6. Музей необходим, если мы хотим развивать человеческий капитал, международный имидж и туризм.
Другой чувствительный вопрос – это сохранение музейных фондов. Разговоры о передаче раритетных экспонатов в Национальный музей Казахстана в Астане также ведутся не первый день.
– Если все заберут, оставят копии, кому этот музей будет нужен? Копия – это кич. Такая опасность тоже есть, – предупреждает Бейбиткали Какабаев. – Вся эта работа, может, не в первый год – во второй, в третий сойдет на нет, вполне возможно, здесь будет пахнуть кофе, дорогими духами и, простите, детям “Шанырака” вход будет запрещен.
На сегодня у музея два основных направления работы – образовательное и научное. Поэтому перепрофилирование учреждения нанесет большой урон музейному делу Казахстана.
Анна КУЩЕНКО, руководитель центра культурно-образовательной работы, напоминает, что уже есть трагичный пример “Музея политических репрессий”, который, к слову, создавался силами сотрудников ЦГМ и после передачи в коммунальную собственность города был просто-напросто закрыт. Сейчас там открыто отделение банка. В управлении культуры города не стали давать комментарий на эту тему, делегировав полномочия пресс-службе акимата, но там ответа мы так и не дождались.
Наша справка
В Алматы на сегодняшний день существует только три музея республиканского значения, ЦГМ – один из них. По опросам жителей города, это самый узнаваемый музей южной столицы. Ежегодно его посещают 130–135 тысяч человек, включая иностранцев. Стоимость билета по нынешним меркам смехотворна – 50 тенге для детей и 150 тенге для взрослых. Узнаваемое здание музея было построено в 1985 году, но его фонды начали формироваться еще в 30-х годах XIX века в Оренбурге. Сегодня в музейной коллекции насчитывается около 300 000 единиц хранения. Учреждение сотрудничает с полусотней зарубежных музеев. Уже 10 лет в рамках масштабной акции “Ночь в музее” двери ЦГМ бесплатно открываются для посетителей.
Алматы