Местное самоуправление (МСУ) в том его варианте, который предусмотрен Европейской хартией, – это избирательная власть, уполномоченная решать все проблемы своего региона. Так, американские штаты или польские гмины сами решают, на что тратить собранные налоги, какие вопросы решать в первую очередь, что строить и кого содержать.
Местное самоуправление в Казахстане было предусмотрено еще в Конституции 1995 года, уже 19 лет оно так и остается эфемерным понятием. За эти годы правительством разработано аж четыре законопроекта, которые были в пух и прах раскритикованы. Везде местное самоуправление рассматривалось как некое подобие общественного объединения под присмотром акимата – он руководит и он же финансирует. В противовес в 2006 году появилась коалиция казахстанских НПО “От гражданских инициатив – к местному самоуправлению”. Она бурно поддержала альтернативный законопроект тогдашнего мажилисмена Серика АБДРАХМАНОВА. В его варианте местное самоуправление должно было стать полноценной властью со всеми ее атрибутами, а главное – с бюджетом. Предполагалось, что налоги пойдут в бюджет местного сообщества, а кенес (выборный руководитель) будет решать, на что их тратить. Сколько тогда сломали копий в спорах, подсчитать трудно. Но все тихо сошло на нет. Ни одну из версий закона так и не приняли.
Между тем в Усть-Каменогорске несколько лет назад стали разрабатывать свою версию местного самоуправления. Город поделен на 12 территориальных единиц, в каждой – свой комитет местного самоуправления (КМС). Из активных жителей, председателей КСК, представителей школ, больниц, детских садов, дворовых клубов выбирается совет самоуправления, он взаимодействует с комитетом местного самоуправления при управлении делами акимата города. Без одобрения совета общественности КМС не может принимать каких-либо решений. При этом каждый комитет обеспечен материально-технической базой, штатными единицами, автомобилями и всем необходимым.
– Мы находимся между народом и властью, доводим до акимата все проблемы, – заверил председатель совета самоуправления Усть-Каменогорска Серик ОРАЗБАЙУЛЫ.
А глава территориального совета самоуправления №5 Владимир КУЧЕРЯВЕНКО рассказал, как совет воюет с открытыми колодезными люками, воздействует на дебоширов и решает с водоканалом проблемы порывов сетей. Все это, конечно, хорошо, но добровольные помощники ЖКХ и участкового полицейского – это отнюдь не то, что Европейской хартией называется местным самоуправлением. Да и схема, когда директор совета и несколько его сотрудников получают зарплату как гражданские служащие, а все остальные работают на общественных началах, не кажется устойчивой. Сегодня активист есть, завтра его нет. И с общим финансированием непонятно. Тем не менее этот опыт может распространиться по всему Казахстану.
– В 2020 году должен быть принят закон о местном самоуправлении, – подчеркнул директор Института анализа и прогнозирования ВКО Олег ЧЕРНЫШОВ. – Мы хотим, чтобы в его основу был заложен опыт Усть-Каменогорска.
А пока устькаменогорцы предложили семейчанам внедрить у себя комитеты местного самоуправления. Но в Семее еще несколько лет назад попытались воплотить в жизнь нечто подобное. Город также поделили на несколько секторов. В каждом назначили официальных представителей акима, которых народ быстро окрестил “акимчиками”.
– Если даже лучшие КСК говорят, что с ними не работают, значит, никто и не работает, – говорит вице-президент Семипалатинской ассоциации некоммерческих организаций Николай ИСАЕВ.
Напомним, что Семей был инициатором самоуправленческого проекта, который по сей день расхлебывает вся страна. Ведь первые в республике КСК придумывались здесь. В конце 1990-х семейские разработчики системы кооперативов собственников квартир взяли за основу европейский вариант. Изначально все должно было выглядеть так. Собственники квартир проводят выборы председателя-”спикера” и на общем собрании решают, что им нужно: отремонтировать крышу или детскую площадку, очищать двор или мыть подъезды. Люди подсчитывают, сколько на это необходимо денег, и вычисляют размер эксплуатационных расходов. Затем КСК нанимает управляющего, который каждый день трудится над воплощением в жизнь принятых планов. А потом ревизионная группа смотрит, что и как сделано. Но это то, что должно было получиться в идеале. Что мы получили в реальности – знает каждый. Поэтому хочется, чтобы при введении местного самоуправления теперь уже не на уровне домов, а целых микрорайонов вся страна не наступила вновь на все оставшиеся от предыдущих экспериментов грабли.
Семей