В Алматы на комбинированное обучение перешли более 20 тысяч учащихся 1-5-х классов и еще 23 тысячи учеников выпускных 9-х и 11-х классов (70 процентов предметов ведутся в режиме офлайн и 30 процентов - онлайн). Об этом в ходе недавнего брифинга в РСК сообщил заместитель руководителя управления образования города Кайрат Жуманов.
«С третьей четверти учебного года учащиеся выпускных 9-х и 11-х классов перешли на комбинированное обучение и на сегодня обучаются в школах: 15 108 (70 процентов) учащихся 9-х классов; 8 260 (78 процентов) учащихся 11-х классов. Переход обучающихся 9-х, 11-х (12-х) классов на комбинированный формат обучения обосновывается подготовкой выпускных классов к итоговой аттестации, сдаче Единого национального тестирования и экзаменов для поступления в вузы и колледжи», - сказал Кайрат Жуманов.
Он отметил, что в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РК учащиеся с 1-го по 5-й класс переходят на формат комбинированного обучения, с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, с численностью детей в классах до 25 человек по заявлению родителей, в международных школах с 1-го по 7-й класс включительно.
«На сегодня в школах перешли на комбинированное обучение: 19 050 учащихся 1-4-х классов; 1 593 учащихся 5-х классов», - добавил спикер.
Кроме того, Кайрат Жуманов заметил, что дети с 1 сентября обучались в дистанционном формате.
«Учащиеся 1-5-х классов, согласно новому постановлению, переходят на комбинированный формат обучения. Также с 1 сентября было постановление главного санврача, где разрешалось обучение в дежурных классах. Многие из тех детей, которые пошли на комбинированное обучение, ранее посещали школы. То есть на сегодня формат поменялся для тех детей, которые еще не ходили в школы… Дети переходят в штатный режим обучения, так как мы понимаем, что данная форма обучения является наиболее эффективной», - уточнил он.
Стоит отметить, что к новости о возвращении детей в школы казахстанская общественность отнеслась неоднозначно. Причин тому, на наш взгляд, немало: нестабильность эпидемиологической ситуации, адаптация школьников после практически годовой изоляции, введение четырех смен в учебных заведениях и резко возросшая нагрузка на учителей.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественными экспертами о рациональности введения комбинированного обучения в стране и о возможных на этом фоне рисках.
Известный врач, кандидат медицинских наук Каиргали Конеев убежден, что возвращение учащихся в школы не приведет к новым вспышкам. Более того, по мнению эксперта, запускать детей в школы можно было еще раньше.
- Я думаю, что ситуация с комбинированным обучением и выводом детей в школы в целом никак не отразится на эпидемиологической обстановке в стране, - отметил эксперт. - Поскольку, если верить неофициальным данным (хотя и городской санитарный врач об этом тоже заикнулся), 55-60 процентов жителей города Алматы уже имеют выработанный коллективный иммунитет. Соответственно при нынешнем положении дел расширение карантина никак не повлияет на дальнейшее распространение коронавирусной инфекции.
Это вполне разумное и рациональное решение. Более того, возвращать детей в школы, на мой взгляд, можно было бы ещё раньше - после Нового года точно.
- То есть сказать, что мы сами же провоцируем новые вспышки коронавируса, на ваш взгляд, нельзя?
- Думаю, что нет. Рассуждать о каких-то рисках, на мой взгляд, не стоит. По крайней мере, никаких предпосылок к этому я не вижу, - заявил Конеев.
Также наш корреспондент поговорил с детским психологом Оксаной Гулак, которая рассказала, с какими эмоциональными трудностями могут столкнуться дети при возвращении в школьную среду.
- Я думаю, что вопрос того, как дети будут возвращаться обратно в школу, где тебя окружают одноклассники, учителя, другие школьники, - это очень актуальная тема, - отметила психолог. - Одна проблема - когда нужно было оставаться дома и привыкать к изоляции. Другая - возвращаться, так скажем, в социум. Вполне логично ожидать, что наиболее чувствительные зоны или вопросы, проблемы детей могут стать ещё более чувствительными. Например, как дети, которые способны контролировать свои переживания, для которых очень тревожно открытое выражение своих переживаний. Они могут испытывать больший дискомфорт, потому что снова нужно притираться к классу, к окружающей среде. Снова обнаружить себя, нащупать внутренние границы. Снова ощупать эту зону, где они могут комфортно для себя существовать. И, конечно, их чувствительность к внешним вторжениям. Очень часто для них коммуникация извне может ощущаться как вторжение. Поэтому их замкнутость может усилиться, но это достаточно естественный процесс. Другие дети, к примеру, у которых как раз таки проблемы с контролем эмоций, скорее всего, на первых порах не смогут сдерживаться. У детей произойдет процесс привыкания друг к другу. Это как перейти в новую школу: необходимо находить себя, свое место среди других детей.
- Я думаю, что такое возвращение - достаточно сложное для ребёнка, переход в школу - это как переезд из одного дома в другой. Такая ситуация всегда требует усилий. Больше физических затрат. Психических - именно об этом мы говорим. Самое важное в данном случае - разговаривать с детьми. Подготовить их к этому. Очень важно разговаривать, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства, мысли. Тем самым развивая функцию самонаблюдения и наблюдения за другими, которая позволяет лучше адаптироваться к другим. Конечно, я думаю, это не может не отразиться на учебном процессе поначалу, к этому нужно тоже быть готовыми. Думаю, что этот период стоит пережить как детям, так и родителям, - считает Гулак.
- Оксана, довольно частым явлением - особенно в детской и подростковой среде - стал буллинг среди сверстников. Скажите, актуализируется ли эта проблема при повторной адаптации детей к школьной атмосфере? Достаточно вспомнить трагедию, когда в 2019 году в Нур-Султане 12-летние школьники систематически травили своего одноклассника в соцсетях, в результате чего он покончил с собой. Не обострится ли проблема буллинга, учитывая долгое нахождение детей вдали друг от друга, либо каких-то других факторов?
- По поводу буллинга - это касается того, о чём я говорила ранее. Все чувствительные зоны - при переменах, переездах, адаптации, которая снова происходит с ребёнком, - они актуализируются. Если в классе есть склонность к образованию таких агрессивных моментов, как буллинг, то это, скорее всего, будет. Если же в классе более или менее спокойно, таких ситуаций может и не произойти вовсе. Я думаю, что все те вопросы, которые были до этого, актуализируются, - добавила специалист.
Участятся ли случаи травли или нет - это как ожидать случаев катастрофы. Этим мы детям не поможем. Самое важное, на мой взгляд, - чтобы родители умели контенировать. В психологии это такой термин, при котором ты можешь помочь ребёнку пережить эмоции, которые он пока ещё не в силах пережить, психически переварить. Нам важно знать, если ребёнок сейчас входит в чувствительную зону, очень важно не ожидать катастрофы. Быть сонастроенными с детьми, наблюдать за ними: как они приходят из школы, какие они эмоции испытывают и о чём рассказывают? Это очень важно.
В целом, говоря, к примеру, о классе, нам можно говорить о том, что снова соединяется группа. Внутри неё могут быть различные перераспределения ролей, такое, возможно, случится. Потому что дети отвыкли друг от друга. Возможно, себя и других они увидят по-новому.
Если так выразиться, то в целом мы с вами говорим о таком большом переезде в старую-новую школу. Это созвучно с переходом в новую школу - мы вернулись в прежнюю, но к ней надо заново привыкать. Привычное пространство, но в то же время и новое.
- К какому выводу вы можете подвести все вышесказанное?
- Вопросы близости и дистанции очень актуализируются. Фрейд упоминал о том, как дикобразы пытаются жить вместе. Это символический пример того, как дети и подростки пытаются сосуществовать. Когда тепло, дикобразы ходят отдельно. Когда холодно - они прижимаются друг к другу, дабы согреться, но при этом они колют друг друга. И вопрос в том, как найти эту дистанцию. И мне кажется, нашим детям придётся экспериментировать снова, чтобы найти эту дистанцию. Как я уже сказала, эти чувствительные зоны снова актуализируются. И ребёнку важно найти своё место, где было бы тепло, но в то же время, чтобы не кололи. Чтобы не слишком близко, но и не слишком далеко, - резюмировала специалист.
Для полноты картины мы также собрали комментарии пользователей соцсетей:
«Все, конечно, хорошо! Но... Мы ходим в 22-ю школу столицы, во 2-й класс. Нас поставили в 4-ю смену. С 16.30 до 18.30. Это ненормально! Дети в таком возрасте в вечернее время не смогут воспринимать информацию. Ходить в школу ради галочки, тупо отсидеть время?! Что происходит? Строим новые школы, чтобы убрать третью смену и делаем четвёртую смену. Где логига ваших действий? Куда смотрят МОН и минздрав?» - Татьяна, Нур-Султан.
«Где вы видите офлайн? Это все пыль в глаза. Бред сивой кобылы. Алматы, 27-я гимназия, например. Провели собрание, сказали, только 2 часа на офлайн, остальные уроки онлайн, и это только при условии, что больше половины класса должны быть согласны. И еще условие, если вдруг кто закашляет или чихнет, вся школа должна сдать ПЦР-тест. То есть все должны все бросить и бегать сдавать анализы да еще и за свой счет. Двумя словами, их план четко сработал. Они и рассчитывали на то, что 90 процентов родителей не согласятся на это и предпочтут дальше учиться онлайн. А потом директор со спокойной душой, с полной ж...й радости скажет департаменту образования, что вот, мол, мы предлагали, а родители сами отказались. Директор дальше кайфует, а дети дальше деградируют», - житель Алматы.
«У моего ребёнка в классе 40 человек, и всем приказали выйти завтра в школу. А как же дистанция? И писали же по 15 человек в классе. У нас что, в столице коронавируса нет?» - жительница Нур-Султана.