Она будет считаться законченной примерно в 2030-х годах, когда на пенсию в массовом порядке начнут выходить люди, не участвовавшие в солидарной пенсионной системе. Но то, как и какие пенсии они будут получать, решается уже сегодня.
Срок жизни
Пенсионные выплаты, как предполагается, будут производиться из любого из двух источников: пенсионных фондов по графику или страховых организаций по аннуитету.
В первом случае выплаты не должны превышать 100 тысяч тенге в год (посчитайте: это чуть более 8 тысяч тенге в месяц - гораздо меньше, чем получает большинство пенсионеров сегодня). Но многое зависит от того, как будут рассчитаны накопления - здесь важную роль играет так называемый возраст дожития, то есть приблизительный срок, который проживет человек после выхода на пенсию. Недостаток этой схемы выплат заключается в том, что пенсионер, "зажившийся" на этом свете, будет получать пенсию лишь до того момента, пока не закончатся его накопления. Если же человек не успеет выбрать все свои деньги из НПФ, то их смогут получить наследники.
Во втором случае института наследования нет. Однако человек, накопивший достаточную сумму для покупки аннуитета, может рассчитывать на получение пенсии до конца своих дней, как долго бы он ни жил.
Как будут внедряться аннуитеты и насколько они станут популярными среди будущих пенсионеров пока неясно.
Но вот в отношении выплат из НПФ возникает ряд вопросов. В Казахстане установлен возраст дожития до 83-х лет. С этим специалисты фондов категорически не согласны. Например, председатель правления НПФ Народного банка Казахстана Камиля Арстанбекова считает, что возраст дожития - 25 лет для женщин и 20 для мужчин не соответствует демографическим показателям, которые соответственно равны 19 и 12 годам. Она говорит, что в Казахстане целесообразно ввести систему выплат, основанную на индивидуальном определении возраста дожития путем освидетельствования медико-актуарной комиссией. По ее мнению, это позволит установить максимально достаточную сумму накоплений, учитывая возраст дожития, и изъятие получателем накоплений, превышающих максимально достаточную сумму для выплат.
В результате внедрения такой системы выплат получатель будет иметь возможность самостоятельно выбирать порядок распределения по графику выплат оставшейся суммы накоплений по одной из схем: по возрастающей, по равномерной или по убывающей.
Самый главный аргумент в пользу этого предложения - равномерный график пенсионных выплат для многих потенциальных пенсионеров видится не привлекательным, поскольку не все доживают до установленного графиком возраста дожития.
Кроме того, такая система несправедлива - она лишает вкладчика НПФ многих возможностей, в том числе и возможности досрочного получения части пенсионных накоплений, превышающих максимально необходимую сумму для пенсионных выплат.
Со временем, думается, по системе выплат пенсионных накоплений появится множество других вопросов. Но проблема в том, что будущие пенсионеры Казахстана заведомо лишаются широких возможностей по распоряжению своими деньгами в старости.
Альтернатива есть
По мнению специалистов Всемирного банка, правительству Казахстана потребуется принять несколько ключевых решений в отношении накопительной пенсионной системы. Среди них будут заключения относительно вида пенсионных продуктов или схем выплат, которые следует разрешить использовать. Альтернативы включают аннуитеты (которые, оказывается, могут быть фиксированными или переменными, немедленными или отсроченными, индивидуальными или совместными, гарантированными или негарантированными), плановые снятия средств и временные снятия средств.
Имеется много альтернативных продуктов для накопительных пенсий, которые имеют свои преимущества и недостатки в отношении затрат, рисков продолжительности жизни и инвестиционных рисков, а также морального риска, возникающего когда гарантированные минимальные пенсии предоставляются правительством.
Плановое снятие средств - это схема, согласно которой пенсионер полностью несет как риски, связанные с продолжительностью жизни, так и инвестиционные риски. В этой схеме пенсии будут рассчитываться по той же формуле, которая используется для аннуитетов, но будут пересчитываться каждый год. Если ожидается, что продолжительность жизни будет большой, то плановое снятие средств имеет понижающийся профиль выплат.
Если в государстве применяется гарантированная минимальная пенсия (а в Казахстане базовая выплата есть) схема снятия минимальных пенсий является хорошим политическим выбором в отношении вкладчиков с низкими доходами.
В этой схеме сумма накопительных выплат должна всегда быть равна разнице между минимальной гарантированной пенсией и суммой солидарной пенсии. Преимущество этой схемы для Правительства заключается в том, что таким образом удается избежать необходимости дополнять государственными средствами пенсии, по крайней мере, в первые годы пребывания на пенсии.
Четвертая альтернатива заключается во временном снятии средств в сочетании с отсроченными аннуитетами. Этот вариант представляет собой промежуточный мост между аннуитетами (в отношении которых страховая компания несет все риски) и плановым снятием средств. В течение определенного количества времени пенсионер обслуживается в накопительном фонде, а как только этот период закончится, он начнет получать пожизненный аннуитет от страховой компании. В этом случае пенсионеры могут выбрать или немедленный аннуитет или отсроченный аннуитет, но в любом случае они перекладывают риск продолжительности жизни и инвестиционные риски на страховую компанию.
Правительству не придется платить за худшие сценарии сверхнормативной продолжительности жизни или плохие инвестиционные показатели накопительных фондов.
Еще одна возможность для пенсионеров - сочетать плановое снятие средств с немедленным аннуитетом. При этом сценарии каждый пенсионер может одновременно покупать две различные схемы выплат, то есть пенсионер делит средства на своем индивидуальном счете на две части, при этом одна остается в НПФ, а другая используется страховой компании непосредственно на выплаты аннуитетов.
Индивидуальный подход
Как показывает мировой опыт, правительство любой страны имеет много вариантов, из которых можно выбрать подходящую схему выплат накопительных пенсий. Понятно: чем разнообразнее выбор, тем более учтены пожелания и предпочтения пенсионеров. Одни решения хороши для тех пенсионеров, у которых ожидаемая продолжительность жизни довольно коротка (например, больным раком или имеющим тяжелые профессиональные заболевания).
Другие решения необходимы для относительно здравствующих пенсионеров, у которых намечается высокая продолжительность жизни. Но в любом случае человек должен иметь право выбора.
В Казахстане обязательно нужно рассмотреть другие варианты, кроме тех, что уже предложены. Это потребует серьезных актуарных расчетов, но ресурсы для этого есть - уже создан актуарный центр при Национальном банке.
Кроме того, придется подробно знакомиться с существующими методиками и создавать свои. Но раз уж мы затеяли пенсионную реформу, нужно ее довести до логического конца.