Общая сумма компенсаций, которую удалось отсудить, превысила 25 млн тенге, сообщает prosud.kz.
По закону, если права более 10 потребителей нарушили одинаковым образом, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с коллективным иском.
Такой подход позволяет защитить интересы большого числа людей, сэкономить их время и ресурсы, а также создать прецедент для подобных случаев.
Анализ рассмотренных дел показывает, что сфера нарушений весьма широка: от общественного питания до ЖКХ.
Например, в августе 2024 года в Павлодарской области в суд направили иск в интересах 16 потребителей, пострадавших от отравления в местном ресторане. Иск подали на возмещение материального и морального ущерба на общую сумму 9 млн тенге.
В Мангистауской области еще в ноябре 2023 года направили исковое заявление в защиту 28 собственников квартир против компании, оказывающей услуги ЖКХ. Жалоба касалась необоснованного начисления объема потребления технической воды и водоотведения. Суд утвердил соглашение об урегулировании спора, потребителям корректировали начисленные объемы потребления на сумму 212 272 тенге.
Иск по сфере ЖКХ рассмотрели и в специализированном межрайонном экономическом суде города Шымкент. Иск инициировали от имени 15 потребителей в отношении компании, которая выставляла необоснованные счета на оплату за не оказанные услуги. Суд удовлетворил иск, обязав компанию отменить их.
Там же, в Шымкенте, в суд направили иск в отношении компании, не выполнившей обязательства по организации тренировочных мероприятий по футболу для 11 потребителей. В ходе судебного разбирательства стороны достигли соглашения о медиации, и 165 тыс. тенге вернули потребителям.
В июне 2024 года в Жетысуской области направили исковое заявление о взыскании в пользу 42 собственников и жителей домов суммы в размере 12 млн тенге за не оказанные услуги по установке газовых котлов.
В ноябре 2023 года в суд направили исковое заявление в защиту прав 15 потребителей в отношении застройщика, отказывавшегося исправлять многочисленные дефекты по дому. Суд частично удовлетворил иск, обязав застройщика исправить дефекты и выплатить компенсацию морального вреда в пользу каждого потребителя по 100 тыс. тенге.
В Астане иск касался компании, которая прекратила оказание услуг. Иск подали в интересах 13 потребителей на сумму более 2 млн тенге. Суд полностью удовлетворил требования.
Стоит отметить, что всего за девять месяцев 2024 года количество обращений в комитет по защите прав потребителей и территориальные департаменты выросло на 130,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 42 907 заявлений.