Коллективное искусство

На первый взгляд, в алматинской галерее “Тенгри-Умай” выставили заваливающийся тряпичный фаллос и сшитые между собой палатки. Но это на первый взгляд. На второй (если обойти инсталляцию с другого бока) – фаллос уже не особо бросался в глаза, прячась за натянутой материей, а на первый план выходила большая морская раковина. Правда, в алматинской версии место многозначительной раковины заняла не менее символичная рыбка из глины. Но художник сам допускает некоторые модификации его творения Overland: London to Beijing на местах.

Неоднократный призер крупнейшего форума современного искусства – Венецианской биеннале (этим летом Ребергер получил там высшую награду – Золотого льва) – сам на выставку в Алматы не приехал. Он давно выступает за участие третьих сторон в создании придуманных им объектов искусства и потому доверяет группе кураторов выставки делать ее в разных странах без своего участия.

Как смогу, интерпретирую увиденное. Мужчина (фаллос) не может добраться до женщины (раковина) из-за вставших между ними каменных джунглей мегаполиса. И самое обидное, что даже если наш герой достигнет желаемой цели, то ничего плодотворного у них не выйдет – на фаллос предусмотрительно помещена некая накидка, напоминающая презерватив. Вот он, XXI век! Минимум доверия и человеческой близости – безопасность прежде всего.

Вполне возможно, что изначальная задумка была иной, но тем и хорошо современное искусство, что его трактовок может быть такое множество, что автору и самому не снилось. Особенно поле для размышлений расширяется, когда в создании арт-объекта участвуют люди на местах.

До Алматы проект Overland: London to Beijing в абсолютно уникальных воплощениях осуществлялся в Лондоне и Стамбуле. Будущей весной скульптуру ждут западнокитайский город Сиань и столица Поднебесной Пекин, где передвижная выставка, исходя из названия, и закончит свое странствие по свету.

Артем КРЫЛОВ, Вячеслав КОВАЛЕВ (фото)