“Коламбия пикчерз” не представляет…

“Кристина Джоли де Лотбиньер, Эрнст Гейдебрехт и Марго Саппингтон представляют…” – с такого многообещающего анонса можно было бы начать материал об очередной премьере в Театре оперы и балета имени Абая. Действительно, в работе над новым балетом “Тлеп и Сарыкыз” принимал участие целый батальон деятелей искусств из Америки. Это наши соотечественники – автор музыки Алмас Серкебаев и исполнительница главной женской партии Сарыкыз Сауле Рахмедова, а также американки – балетмейстер-постановщик Марго Саппингтон и художник по костюмам Кристина Джоли де Лотбиньер. Автор либретто Эдуард Розинский – актер, режиссер, преподаватель, когда-то возглавлявший студию пантомимы в Ленинграде, которая позже стала известна, как театр “Лицедеи”. Сейчас Розинский также живет и работает в США, да и Рамазан Бапов, главный балетмейстер ГАТОБ, 20 лет работал там же. Так что “Тлеп и Сарыкыз” во многом обязан своим появлением и нынешним видом заокеанской империи. И нельзя сказать, что вид этот пока конкурентоспособен.

По сюжету, очарованный звуками кобыза Тлеп несколько лет учится у Шамана игре на этом инструменте. Юноша влюбляется в дочь Шамана Сарыкыз. По окончании учебы влюбленных разлучают...

Историю о казахском кюйши Тлепе Аспантай-улы, жившем в XVII–XVIII веках, взялась делать Марго Саппингтон. Можно сказать, что балет создавался под Сауле Рахмедову, зрелую приму Театра имени Абая, долгое время работавшую в балетной труппе Нью-Джерси. Она исполняет роль Сарыкыз, и, признаться, на ее фоне слегка бледнеют премьеры-мужчины. Задумки Саппингтон по меньшей мере интересны, но можно не единожды поспорить с ее сценическими решениями. Хореография при всей ожидаемой неоклассичности не всегда отличалась широтой идей и вязалась с музыкальным сопровождением: в оркестре бушуют нешуточные страсти, а танцовщики двигаются будто на разминке.

Не уподобляясь любителям поковыряться в музыкальном материале, все же сообщим, что некоторые инструментальные фрагменты буквально взяты композитором Серкебаевым из его же оперы “Томирис”. Но это не умаляет его заслуг: на сцене театра совсем немного спектаклей, основанных на местном материале и имеющих при этом актуальное для XXI века звучание. Кстати, главную оживляющую силу балета, кобыз, композитор не стал включать в партитуру – по задумке автора, его довольно удачно “изображали” два фагота.

Но почему-то закрадывается подозрение, что балету “Тлеп и Сарыкыз”, как и многим другим оригинальным казахстанским постановкам, не будет места в репертуаре ГАТОБ. И не потому, что они были сырыми или некачественными, – собственно, зачем тогда делать премьеры, если спектакли изначально плохи? Однако за последние годы сложилась тенденция, когда тратились силы коллектива, время и деньги, а после премьер постановки никто не видел. сдебаева или оперой “Томирис” того же Серкебаева, которые разительно отличались от классических, “махровых” наших спектаклей.

Кто знает, может, в ведущем оперном театре страны что-то прояснится с приходом нового-старого генерального директора. С понедельника ГАТОБ опять возглавил Куаныш Уразгалиев, занимавший эту должность с 1996 по 2006 год.

Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)