“Кок-Жайляу”: не зная броду, не суйся в воду

Проект строительства горнолыжного курорта "Кок-Жайляу" родолжает волновать алматинцев.

Независимый экспертный совет "Кок-Жайляу" взялся за собственный профессиональный анализ документов и их соответствия исследованию, проведенному канадской фирмой “Экосайн” (Ecosign Mountain Report Planners) по заказу акимата Алматы.

– Проектом горнолыжного курорта “Кок-Жайляу” не учтены малоснежность региона, реальная стоимость оборудования для искусственного оснежения и защитных противолавинных сооружений, а также последняя девальвация тенге, – говорит член независимого экспертного совета, инженер-проектировщик Сергей СТАРКОВ. – Поэтому затраты, приведенные в технико-экономическом обосновании, во время строительства неминуемо увеличатся. Это грозит превратиться в бесконечный процесс истребования из бюджета сумм на неучтенные затраты. Такой вывод можно сделать, проанализировав документацию разработчиков проекта.

Из отчета “Экосайна” следует: “Обычно для открытия курорта требуется высота снежного покрова не менее 60 см, если подстилающей поверхностью для лыжной трассы являются альпийские луга. В скалистых же районах или на дорожках, на которых возрождается древесный покров, требуется гораздо большая глубина снежного покрова”.

В ТЭО ГЛК “Кок-Жайляу” значится: “Компания “Экосайн” провела анализ метеоданных и установила недостаточное количество снежного покрова для успешной работы ГЛК (40 см с января по март и 60 см только в марте), что является бесполезным для использования во время сезона катания”. Потому “на территории Кок-Жайляу должна использоваться система оснежения, которая обеспечит 100% покрытие на нижних склонах и 50% на верхних склонах. Покрытие на средних высотах должно составлять 75%”.

– Из общемировой практики следует, – говорит инженер Старков, – что это сделает проект дороже на 20 процентов. Поэтому цифры затрат на искусственное оснежение (с учетом насосных станций, арматуры, систем подвода воды, ее фильтрации, охлаждения, затрат на эсплуатацию) должны быть прописаны в ТЭО и смете расходов проектируемого ГЛК “Кок-Жайляу” отдельной строкой. На деле же эта статья расходов там вообще отсутствует, хотя она должна составить примерно 90 миллионов долларов. В расчете стоимости оснежения показана лишь сумма чуть больше 41 миллиона долларов в виде затрат на строительство резервуаров и “распределение системы оснежения”.

– Вовсе не рассматривается в ТЭО ГЛК “Кок-Жайляу” вопрос о необходимом количестве снеговых пушек при 75–100-процентном искусственном оснежении трасс, – продолжает Старков. – На мировых горнолыжных курортах, даже там, где за сезон выпадает достаточный слой естественного снега, применяется от 500 до 2 000 снеговых пушек стоимостью в базовой комплектации (без систем фильтрации, охлаждения, контроля и управления, насосных станций и арматуры) около 25 тысяч долларов каждая. Если расставлять такие снежные генераторы через каждые 50 метров на 65 километрах проектируемых трасс Кок-Жайляу”, то их понадобится 1300 штук. Общая их стоимость (без учета сопутствующего оборудования) составит 32,5 миллиона долларов. В затратах на оборудование курорта такие расходы не предусмотрены.

Между тем приведенная в ТЭО стоимость оснежения составляет 7,5 доллара на гектар в час. За одноразовое оснежение всей площади горнолыжных склонов Кок-Жайляу это может составить от 31 до 47 миллионов долларов. Но и эти суммы в смету расходов не заложены. В графе “Производство искусственного снега” значится лишь 368 тысяч долларов, не привязанных ни к определенной площади, ни к единице времени, ни к номенклатуре нужного оборудования. Необходимо учесть, что снеговые пушки работают только при температуре ниже минус полтора градуса. А она держится в окрестностях Кок-Жайляу лишь три месяца в году – в декабре, январе и феврале. При этом инициаторы проекта постоянно твердят о средней продолжительности сезона катания в 7 месяцев и среднегодовом количестве снега до 9 метров в год. Что никак не соответствует действительности.

– Таким образом, всего лишь один аспект – необходимость 75-процентного искусственного оснежения склонов

ГЛК “Кок-Жайляу” и отсутствие реальных расчетов по нему говорит о том, что проект не проработан, – подытоживает Сергей Старков. – Начинать строительство, не зная точно, во сколько оно обойдется, рисковать народными, бюджетными деньгами – неоправданная затея.

 Алматы