Последние два номера, напомним, нами были отданы под разбор поправок в жилищное законодательство, подготовленное группой реформаторов-инкогнито. Почему инкогнито, – потому что свои имена они широкой публике не оставили, и появился документ под названием “Сравнительная таблица к проекту закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства” (вопросы КСК и газотехнических служб)” без подписи. Это ничуть не умаляет его государственного значения, потому как источник публикации весьма солидный. Известно, что в феврале их планируется внести в министерство юстиции РК, а в апреле – на обсуждение в правительство.
Сейчас мы не станем рассказывать нашим новым читателям содержание опубликованных в конце декабря прошлого года статей, с ними они смогут ознакомиться на нашем сайте caravan.kz, речь сегодня пойдет о том, кого видят главными реформаторы в неокооперативах. В Казахстане готовится революция для отечественного ЖКХ
Во-первых, нужно сказать, что КСК по замыслу реформаторов прекратят свое существование, их заменят объединения собственников имущества (ОСИ).
Свои угрозы по ликвидации крупных КСК они тоже выполнили, в ОСИ ими заложен принцип “один дом – одно объединение – один текущий счет”. Устав в ОСИ тоже запланирован один для всех, они будут действовать “на основании типового устава, утвержденного правительством”. Подобная поправка включена в статью 46 Закона “О жилищных отношениях”.
Кардинально решено реформировать процедуру создания ОСИ. Если сейчас в Законе “О жилищных отношениях” установлен кворум для легитимности проведения учредительного собрания: на мероприятии должны присутствовать не менее половины всех собственников.
То в случае принятия поправок будет достаточно только двоих человек, которые и решат судьбу остальных владельцев недвижимости: “Статья 43. Пункт 4. Учредительное голосование (собрание) ОСИ признается состоявшимся, если в нем участвовало не менее двух собственников квартир и нежилых помещений – участников кондоминиума или их доверенных лиц. Пункт 5. Учредительное собрание принимает решения по следующим вопросам:
1) образование ОСИ;
2) утверждение устава ОСИ (на базе типового устава, утвержденного правительством);
3) избрание органа управления ОСИ и ревизионной комиссии”.
К слову, из поправленной реформаторами статьи 43 осталось непонятным самое главное: а при каком раскладе решение учредительного собрания будет считаться принятым. Сейчас по закону за него должно проголосовать не менее двух третей от участников, а вот как это будет потом – не прописано.
Вдруг учреждать ОСИ решат не только жаждущий сохранения власти председатель КСК и его правая рука, но придут еще несколько собственников. И если сейчас обязательность исполнения данного решения оправдана числом голосовавших, половина от двух третей – сила все-таки, то теперь выходит, что волеизъявление двоих будут обязаны исполнять все остальные двести собственников. Но это мы опять что-то ушли в критику, цель нынешней статьи – ознакомление с новаторскими идеями неизвестной группы государственных реформаторов, а не публичная порка. Этим мы обязательно займемся в следующих номерах, не сомневайтесь. А сейчас продолжим и поищем ответ на вопрос – кто будет в доме хозяином.
Народ надо менять
Смотрим статью 47 сравнительной таблицы, номинально власть собственников сохранена: “Высшим органом ОСИ является собрание его участников, реализуемое путем голосования”. Чего решают: “К исключительной компетенции собрания участников ОСИ относятся:
1) принятие правил и положений;
2) избрание органа управления ОСИ, совета дома (ревизионной комиссии), решение о выплате им вознаграждений;
3) утверждение годового бюджета и годовой сметы доходов и расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума и размеров взносов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также внесение в них изменений и дополнений;
4) утверждение ежегодного отчета об исполнении сметы доходов и расходов ОСИ;
5) решение вопроса выбора и (или) отказа от услуг субъекта сервисной деятельности, а также о заключении договора на управление и оказание сервисных услуг;
6) связанные с принятием решения о проведении капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации), утверждения сметы расходов на проведение капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума и (или) определением суммы дополнительных взносов при недостаточности накопленных денег на сберегательном счете;
7) расходования денег, накопленных на сберегательном счете;
8) выдача согласия на получение кредита на сумму, превышающую 25 процентов расходной части сметы, на данный год;
9) ликвидация ОСИ.
Собрание может принять к своему рассмотрению любые другие вопросы деятельности ОСИ”.
Вроде все ныне существующие положения статьи сохранены и даже расширены, но обратим внимание и запомним еще одно рационализаторское предложение: “Пункт 4. Собрание ОСИ правомочно при участии в нем собственников квартир и нежилых помещений, владеющих не менее чем 50 процентами площадей квартир и нежилых помещений МЖД (многоквартирный жилой дом. – Прим. авт.) от общей площади всех квартир и нежилых помещений МЖД. При отсутствии такого кворума два раза подряд в течение одного месяца решение по вопросам, включенным в повестку дня, принимается органом управления ОСИ”.
Вот так – ни много ни мало: решение фактически будут принимать площади, а не собственники, если, конечно, нужное количество этих самих площадей соберется.
К слову, это могут быть владельцы нежилых помещений, ведь ОСИ – это объединение не собственников квартир, а собственников имущества. Ну а не соберут нужное количество площадей, пеняйте на себя, всё снова решит за собственников управдом, только теперь это еще и предлагается закрепить в законе. Фу ты, опять критическая масса взяла свое, но, согласитесь, удержаться было сложно. Чем грозит дерзкая идея реформаторов ЖКХ собирать деньги на капремонт в единый фонд
Возвращаемся к “Сравнительной таблице” и смотрим, чем еще планируется “угостить” владельцев недвижимости. В пять раз планируется сократить срок для оповещения собственников о предстоящем собрании – с десяти нынешних календарных дней до двух. Правда, планируется, что делать это орган управления должен будет под роспись оповещаемого либо направив ему соответствующее извещение на адрес его электронной почты.
Нужно сказать, что новым технологиям реформаторы отводят едва ли главенствующую роль. Как писалось ранее, ими запланировано внедрение единого государственного сайта по типу egov.kz, где каждое ОСИ будет обязанно создать свой сайт, куда председатели будут выкладывать отчеты о расходах, протоколы собраний, и эти самые собрания проводить.
Понятно, что по задумке авторов данной цифровой революции наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП) у каждого собственника должно быть по умолчанию.
Сам “монстр” называется в проекте “Единая информационная система жилищного фонда и жилищно-коммунальное хозяйство (ЕИС ЖФ и ЖКХ)”, для него планируется специально внести новую статью в Закон “О жилищных отношениях” (статья 10-6). Правда, здесь нужно сделать небольшое замечание относительно голосования на сайте ОСИ: предлагаемые поправки разрешают проводить собрания собственников как в электронном виде, так и явочным способом. В последнем случае все собственники, участвовавшие в данном собрании, обязаны подписать протокол. Это также является новаторством реформаторов, сейчас закон обязывает лишь регистрировать участников собрания под их подпись. И снова мы видим различие подходов к подсчету голосов для того, чтобы решение считалось принятым. Что недоговаривают реформаторы от ЖКХ
Если сейчас по самым существенным и глубоко финансовым вопросам закон требует, чтобы не менее двух третей участников отдали свои голоса, то революционеры предлагают любой вопрос, входящий в компетенцию собрания собственников, считать принятым простым большинством голосов.
Возможно, у кого-то сейчас возникло ощущение, что мною об этом писалось выше, – нет, ошибаетесь, ранее мы с вами рассматривали вопрос создания юридического лица под названием ОСИ, и соответственно собрание в этом случае – особенное учредительное, выделенное законодательством в отдельную статью. А в данном случае речь идет обо всех остальных собраниях на все остальные случаи жизни. Но для тех и других реформаторы внесли прелюбопытное обязательство: “Протокол собрания, проведенного явочным порядком, подписывается всеми членами ОСИ, принявшими участие в голосовании. Итоги электронного или бумажного голосования проверяются и заверяются сотрудником жилищной инспекции или ЕИС ЖФ и ЖКХ. К протоколу прилагается список собственников квартир и нежилых помещений, с указанием их фамилий, имен, отчеств (при их наличии), номеров квартир и нежилых помещений”. Как видим, истории с поддельными подписями и левыми протоколами порядком поднадоели и государственным мужам. Ну а собственникам от этого польза одна.
Сегодня мы еще поспеваем остановиться только на одном новом понятии, предлагаемом разработчиками, – совет дома.
“Совет дома: 1) контролирует деятельность органа управления ОСИ; 2) осуществляет контроль за качеством всех видов оказываемых услуг и (или) выполняемых работ для объекта кондоминиума; 3) выносит на общее собрание собственников квартир и нежилых помещений объекта кондоминиума предложения об управлении, содержании и эксплуатации общего имущества в объекте кондоминиума”. Планируется, что избираться он будет сроком на пять лет.
Пока всё, в ближайших номерах обязательно будут другие подробности о предполагаемых поправках, конечно, их критический разбор, не останется без внимания и нынешняя ЖКХ-овская жизнь. Год обещает быть интересным, с чем всех нас и поздравляем.