Кого хватать за яйца, а кого – за язык. Сергей Туник об итогах недели

Подозреваю, что министр Мусин не испытывает полного удовлетворения от исполнения своих обязанностей. Видимо, душа Багдата Батырбековича требует праздника, фейерверков и каких-то особенных ништяков?

Кстати, на неделе правительство предложило гражданам Казахстана поучаствовать в управлении государством. На сайте “Открытые НПА” выложен законопроект “Об общественном контроле”.

Налогоплательщики и избиратели могут высказать свои предложения, как лучше управлять страной – на том участке, где затрагиваются их права и законные интересы.

Почти не сомневаюсь, что те, у кого над доходами угрюмо возвышается плинтус, не одобрят идею нового праздника для тех, кто мало что сделал для улучшения качества жизни соотечественников. Примеры? Вот два самых свежих.

Первый. На неделе Агентство по защите и развитию конкуренции выявило признаки ценового сговора у производителей и поставщиков сахара, подсолнечного масла и яиц. Рост цен на все это составил от 3,3 до 22,4 процента. Сразу вспомнил знаменитую фразу президента Беларуси Александра Лукашенко, когда он начал бороться с подорожанием еды: “Только взялся за яйца – масло исчезло”.

Может, не за те яйца взялся? А у нас знают, за чьи хватать, в случае реального сговора?

Народ устал от карантинов, изоляций, дистанционки. А тут еще и еда дорожает. Сколько можно?

Праздник для госслужащих – это когда успехи есть. Тогда народ начнет выходить на митинги с благодарностями и поклонами чиновникам. Может, не стоит сейчас торопиться? Не ровен час – пожар гражданского самосознания спалит хорошую идею общественного контроля на фоне не самой лучшей экономической ситуации в республике.

Второй пример. Мажилисмен Азат Перуашев предложил или упразднить мониторинговые группы, которые кошмарят торговые точки своими рейдами, выявляя факты нарушения санитарной безопасности, или сократить штрафы до 2–5 процентов от прибыли торговцев.

По словам депутата, продавщицу и многодетную мать Дину Кашканову оштрафовали за приспущенную маску на 670 тысяч тенге при ежедневной выручке 5 тысяч тенге.

У госслужащих праздник по этому поводу – пополнили госказну? Финансовую казнь гражданке отменили после протестов возмущенной общественности. В соцсетях мониторинговые группы уже давно называют грабителями и рейдерами. Парламент только сейчас это заметил? А кто утверждал такие людоедские штрафы? Только чтобы пополнить бюджет страны?

Косолапо написанный закон и исполнять будут криворуко…

Почти в тему. В прошлую пятницу в Акмолинской области начато досудебное расследование по кражам катодного золота из АО “ГМК “Казахалтын” – на 122 миллиона тенге. А в среду по подозрению в хищении 1 миллиарда 533 миллионов тенге в этой же конторе задержали сотрудницу финансового отдела и ее гражданского супруга. Ну да, это из бобра бабла не выжмешь. А тут – соблазны и в глубину, и в ширину, и по диагонали. Но в среду в мажилисе “правильные” грабли нашли “свои” яйца.

Депутаты обсуждали законопроект про операции с драгоценными металлами в рамках ЕАЭС. Разумеется, были озвучены и факты хищения “желтого дьявола” из шахт и с предприятий. И тут Альберт Рау выстрелил вопросом в министра индустрии Атамкулова: “В какую сторону будем гармонизировать ответственность: усиливать или ослаблять?”. Бейбут Бакирович не растерялся: “Мы инициировали ужесточение наказаний, но Генпрокуратура в рамках гуманизации УК РК нас не поддержала”.

И тут взорвался спикер палаты Нурлан Нигматулин.

Тыча пальцем в справку, он напомнил министру, что в России и Беларуси за незаконный оборот драгметаллов дают срок от 3 до 7 лет. А у нас или штраф 17 МРП, или 15 суток.

И это при том, что кражи золотоносной руды и незаконный оборот каждый год растут.

“Министерство индустрии, вообще, на чьей стороне – отечественных компаний или незаконных старателей?” – ехидно поинтересовался Нурлан Зайруллаевич.

А этих старателей, к слову, ежегодно отлавливают тысячами. Повторю: штраф им – 17 МРП. Совсем не так, как за приспущенную маску продавщицы. И что должны праздновать чиновники в этом случае? Что закон позволяет им хватать за яйца только тех, кто беззащитнее?..

В понедельник, 8 марта, в Алматы прошли марш и митинг феминистских организаций. Лозунги были такие: “Мое тело – мое дело”, “Бьет – значит сядет”, “Нет – значит нет”, “Нам надоело молчать!”.

Одна активистка даже заявила, что во власти сегодня только 25 процентов женщин. Ну кто ее за язык тянул? По официальной статистике – уже более 38 процентов.

Ради красного словца не пожалела и отца? А после праздников все равно наступили суровые будни.

Алматы

STunik@caravan.kz