Редакция Сaravan.kz вспомнила два варианта событий, при которых жених мог ничего не платить.
Жених мог быть освобожден от калыма при выполнении некоторых условий:
- он был ровней девушке по происхождению и материальному положению;
- или же у него были выдающиеся общепризнанные таланты;
- или же он был из очень известного рода, который славился батырами, акынами, поэтами и т.д.;
- девушка не была засватана за другого;
- ее родители были согласны на такой вариант.
Один такой случай описан в книге Ахмета Куанулы Жубана "Струны столетий". У знаменитого кюйши Таттимбета был весьма одаренный родственник, юноша по имени Беген, искусный домбрист и певец. Будучи в гостях в Карагае, он исполнял кюи Таттимбета с таким мастерством, что в него влюбилась местная девушка. У нее не было нареченного, так что ее родители согласились выдать дочку замуж за Бегена и не взять при этом калым. Зато они дали за девушкой богатое приданое, которое на целом караване верблюдов отвезли в родной аул Таттимбета вместе с молодыми. Отсутствие необходимости платить калым вызвало у жителей аула удивление. Но в разговоре с самим Таттимбетом мать невесты объяснила, что для них с мужем его кюи значат намного больше материальных ценностей, а "девушек, от которых они не могут избавиться", в их ауле нет. Такой ответ всех вполне устроил, дело закончилось пышным тоем и дорогими подарками родителям невесты.
При этом если невесту крали, калым зачастую не только не исчезал, а увеличивался. Такое происходило, если похищали засватанную за другого девушку. В законах хана Тауке прямо говорится, что кража чужой невесты - преступление, за совершение которого полагалось наказание - или выплата семье девушки ощутимой компенсации, или даже смерть. И только первый вариант мог поспособствовать примирению семей жениха и невесты. Этот обычай называется "аяққа жығылу", что переводится как "пасть в ноги" с мольбой о прощении. Чем больше был калым, предложенный за украденную девушку, тем выше был шанс, что все не закончится враждой между родами.
Когда же крали девушку свободную, без договоренности о браке с конкретным мужчиной, ситуация могла сложиться по-разному, в зависимости от желания самой девушки и ее семьи. Если невеста согласилась на похищение из любви, а родители могли себе позволить отказаться от калыма, его могло и не быть.
Иногда похитителей догоняли до того, как они отвозили похищенную в дом жениха. Тогда ее родственники обычно не церемонились. Жених в таких случаях чаще всего становился не мужем, а пациентом ближайшего врача, к которому прибывал с травмами разной степени тяжести, нередко - в компании братьев и друзей, решивших ему помочь. И никакой калым уже нужен не был.